Обучающее мероприятие по работе с одаренными детьми провели в МГППУ
10 ноября 2023 года в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «ТМДО: мотивация на уроке-исследовании и развитие интеллектуально-творческих способностей одаренных детей» в рамках цикла «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» (руководитель – Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ) первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущие мероприятия - Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ; Климанова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ Школа №1569 «Созвездие» г. Москвы.
В начале мероприятия было отмечено, что ключевым методическим моментом в работе с одаренными детьми является методика проведения такого занятия, когда в центре стоит исследование. Данная методика основана на воспроизведении естественного, продуктивного мыслительного цикла: мотивация; исследование; обмен информацией; организация информации; связывание информации; подведение итогов, рефлексия; применение.
«Эта методика основана на воспроизведении естественного, продуктивного мыслительного цикла. Именно поэтому такое занятие начинается с этапа мотивации. Это тот этап, на котором мы создаем условия для возникновения проблемной ситуации».
Целью мотивации является создание условий для возникновения у учащегося неуверенности, сомнения, вопроса или проблемы, на решение которых будет направлена вся дальнейшая активность на уроке. На этапе мотивации дети учатся: выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать исследовательские вопросы; самостоятельно выделять проблему и формулировать цель исследования.
Мотивация является динамическим стержнем урока-исследования, зародившийся вопрос направляет исследование и определяет его цель, а также естественной «площадкой» для формирования целого ряда важнейших исследовательских умений.
В ходе обучающего мероприятия ведущими также были представлены примеры уроков в технологии творческого междисциплинарного обучения (ТМДО).
«Искусство педагога как раз и заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат у детей определенную потребность узнать ответ на вопрос, проблему. Создать психологическую необходимость найти ответ на проблемный вопрос. И мотивация в структуре урока-исследования отвечает потребностям одаренных детей. Детей с высоким познавательным потенциалом».
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.