Остракизм, буллинг и ксенофобия: теперь психология не игнорирует игнорирование и не исключает исключение
В январе на дискуссионной площадке Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Антология остракизма».
Авторы книги «Антология остракизма» в своих выступлениях подробно рассказали о феномене социального остракизма и родственных явлений, таких как буллинг и ксенофобия.
В своем выступлении Бойкина Екатерина Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала об исследователях остракизма, психологии игнорирования и отвержения, про социальный остракизм в исторической перспективе, про типы и формы остракизма. Остракизм может нести воспитательную, карательную, защитную функцию. Соучастниками остракизма являются не только тот, кто подвергается остракизму, и тот, кто остракирует, но и наблюдатели (викарный остракизм).
Гурина Оксана Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала о связи ксенофобии и остракизма и о их различиях. Если остракизм может иметь просоциальный эффект, то ксенофобное поведение, как правило, связано с открытой агрессией и правонарушениями, что однозначно расценивается как антисоциальное, негативное явление.
Выступление Путинцевой Натальи Владимировны, преподавателя кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, было посвящено восстановительному подходу как инструменту работы в ситуации травли в образовательной среде. Данный подход был сформулирован в категориях судебной практики, и суть его в том, что обидчик, жертва и их социальное окружение встречаются в безопасной среде при участии посредников и с их помощью пытаются разрешить конфликтную ситуацию. У обидчика появляется возможность принести извинение, загладить обиду. На основе восстановительного подхода разработана программа «Круг сообщества», направленная на профилактику буллинга в образовании и представляющая собой встречи родителей и учителей для разговора и решения возникшей проблемы.
Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала о существующих практических инструментов для работы педагогов и психологов с доказанной эффективностью. Одним из таких инструментов является «Умелый класс» – психолого-педагогическая технология профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков, основной фокус лежит на освоении навыка, а не на обсуждении проблемы. Ключевой фигурой в процессе является сам учащийся. Он сам решает, какой навык стоит изучить. 22 социальных навыка: умение извиняться, хвалить других, гордиться своими достижениями, помогать другим, заступаться за других и т.д.