©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Роль личности в истории детской игрушки: день памяти Елены Олеговны Смирновой

Елена Олеговна Смирнова – выдающийся российский ученый, специалист в области детской психологии, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ, лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет».

Елена Олеговна  – продолжатель научной школы М.И. Лисиной. Она  разработала собственную концепцию раннего возраста, по которой готовят психологов всей страны. В течение ряда лет являлась руководителем лаборатории психического развития дошкольников в Психологическом институте РАО. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка.

Автор фундаментальных учебников: «Психология ребенка», «Детская психология», «Психология и педагогика игры» и многих других научных трудов. Была членом редакционных советов журналов «Психологическая наука и образование», «Современная зарубежная психология», «Современное дошкольное образование».

Елена Олеговна работала в Московском государственном психолого-педагогическом университете со дня его основания. Создала не имеющий аналогов Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Под ее руководством была разработана концепция и методика оценки игр и игрушек. Считала своей миссией продолжение дела З.М. Богуславской по созданию музея игрушек. Являлась признанным в России и мире экспертом в области психологии игры и игрушки. Создала и сплотила молодой и динамичный коллектив.

Была любознательна и тянулась ко всему новому всю свою жизнь – вела исследовательские проекты, читала лекции, активно общалась и сотрудничала с коллегами по всему миру. С именем Елены Олеговны связано современное состояние детской психологии в России и в мире. Осталось дело ее жизни – Центр игры и игрушки.

Елена Олеговна очень естественно вошла в историю отечественной психологии как первая мама и прима детской игрушки. И годы ее труда в МГППУ были наполнены особенной родительской заботой – об игрушке: как сделать сферу развития ребенка в предметном действии по-домашнему безопасной и педагогически эффективной.

«...На многие вопросы ответы найдены. В научной школе Маий Ивановны Лисиной придумали для самых маленьких уникальную «школу общения» с пониманием самобытнейших психологических закономерностей развития в этих возрастах. Этим пониманием мы обязаны, в первую очередь, любимой ученице М.И. Лисиной – Елене Смирновой, которая с ее уходом взяла ответственность за судьбу научной школы. Было бы справедливо, если она вошла в историю психологии под имением школы Лисиной – Смирновой».

В.Т. Кудрявцев, 
доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ
«Белая машинка» Елены Смирновой. Слово памяти

О ценностях всуе не говорят. Но впервые такое исключение мы делаем в детстве – прежде всего в отношении игрушек. По случаю или нет, прямо или косвенно об этом тайном значении игры с ее разнообразной атрибутикой нам потом обязательно напоминают психологи. И тогда мы понимаем, что без большой науки разумно организовать игрушечный мир наших детей в современной жизни уже невозможно.

«Елена Олеговна была удивительным человеком. Несмотря на все достижения в психологии и педагогике, несмотря на звания и ученые степени она всегда оставалась легкой, открытой, доброжелательной. Со всеми она общалась одинаково уважительно и умела создать настолько непринужденную и доверительную обстановку, что в ее компании любой чувствовал себя свободно.
… Есть такие люди, которые создают в общении с другими светлое, чистое пространство отношений – вот такой и была Елена Олеговна.»

И.А. Рябкова,
доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ
День памяти: о Елене Олеговне Смирновой

Стать личностью не просто, а очень просто, – если вокруг ребенка с раннего возраста грамотно выстраивается пространство для выращивания внутренних констант в отношениях с окружающим миром. Они и будут ценностями во взрослой жизни, – так учат большие ученые-психологи, посвятившие свои исследования практике взросления, среди которых личность Елены Олеговны представала как безусловный авторитет.

«Когда я поступила в магистратуру, то точно знала, что хочу заниматься игрой. Так я и познакомилась с Еленой Олеговной – признанным специалистом в этой области. Мы несколько раз встречались и обсуждали то, на что стоит обратить внимание в моем исследовании. Меня глубоко поразил неформальный подход Елены Олеговны, искренняя заинтересованность материалом, особое внимание к формированию в студенте навыков исследователя. Она говорила мне, что надо отталкиваться не от умных книжек, а от ребенка, от его мира, от его игры…»

О.В. Саломатова,
младший научный сотрудник  Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
Ко дню памяти Елены Олеговны Смирновой

Елена Олеговна всю жизнь посвятила гуманизации дошкольного образования. Она отстаивала ценность детской инициативы, потребностей и волеизъявления ребенка, отстаивала детскую игру, ее незаменимость и значимость для развития. Эти усилия нашли отражение на уровне законодательной базы, обязательной для всех дошкольных учреждений страны: Елена Олеговна участвовала в разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внесла ключевой вклад в утверждение ценности и развивающего значения детской игры. Елена Олеговна любила собирать вокруг себя людей и умела создавать дружескую, теплую атмосферу, была невероятно активной и творческой. 

Центр междисциплинарных исследований современного детства  (ЦМИСД МГППУ) был открыт в октябре 2015 года.

Центр осуществляет реализацию научно-исследовательских проектов в области современного детства. Все проекты носят междисциплинарный характер и объединяют представителей различных областей науки и практики, включая психологов, педагогов, социологов, специалистов в области информационных технологий.

Основными задачами Центра являются:

  • анализ, экспертиза и систематизация исследований и разработок в области проблем современного детства;
  • подготовка и реализация перспективных исследовательских проектов в области современного детства с опорой на методы культурно-исторической научной школы;
  • разработка методик оценки продукции, предназначенной для детей и подростков (в т.ч. компьютерных программ и приложений, цифровых технологий, различных игровых материалов, игр, игрушек и др.);
  • участие в разработке образовательных программ по направлениям, связанным с научно-исследовательской деятельностью ЦМИСД;
  • консолидация усилий научного сообщества в решении актуальных проблем современного детства с учетом возрастных особенностей и социальной ситуации развития детей и подростков в условиях цифрового общества;
  • осуществление международного сотрудничества по направлениям, связанным с исследованием проблем в области современного детства (в т.ч. участие в научно-исследовательских и практико-ориентированных международных проектах).



P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Неделя родительской компетентности: психологическое здоровье детей и семьи

С 11 по 15 ноября 2024 года при поддержке Минпросвещения России пройдет Неделя родительской компетентности!


Объявлены победители XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2024»

18 октября на базе «Московского центра качества образования» состоялась торжественная церемония награждения победителей XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2024».


«Верьте в себя, удачи, успеха»: открытие XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России — 2024»

16 октября в МГППУ состоялось Торжественное открытие очной части конкурсных испытаний XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России — 2024»


Международный конгресс «Жизнь после травмы»: выступления ведущих специалистов ФКЦ МГППУ

13–14 октября в Москве состоялся Международный конгресс специалистов, работающих с травмой «Жизнь после травмы». Мероприятие носило междисциплинарный характер и объединяло специалистов в области медицины, психологии, педагогики и коммерческой деятельности.


Лучшая инклюзивная школа России-2024: стимул профессионального развития

Сегодня в МГППУ проходит торжественное открытие очной части конкурсных испытаний XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2024».


“Флагманы образования. Студенты”: МГППУ в финале конкурса

Студенты МГППУ приняли участие в финале Всероссийского профессионального конкурса “Флагманы образования. Студенты” президентской платформы “Россия — страна возможностей” в городе Волгограде.


«Победа вдохновила нас на дальнейшее движением вперед». Об участии во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России»

В преддверии торжественного открытия очной части конкурсных испытаний XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2024» пресс-служба МГППУ взяла интервью у руководителя организации-победителя конкурса прошлого года в номинации "Лучший инклюзивный детский сад" Максима Павловича Астраханцева, директора Детского сада ЧОУ «Точка будущего», (Иркутск).