©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Приоритет-2030: В МГППУ прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами Социоцентра

19–21 февраля 2024 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) проходила проектно-аналитическая сессия в рамках реализации программы развития университета Приоритет-2030.

Команда МГППУ работала с экспертами Социоцентра Светланой Геннадьевной Николовой, Виталием Викторовичем Алещенко и Павлом Сергеевичем Волеговым.

Цель сессии – запуск самоанализа в коллективе университета и формирование образа целевой модели развития университета. Для этого ежедневно специалисты фокусировались на определенном направлении: ретроспективе развития университета, диагностике текущего состояния и развития университета, проектировании решений по устранению дефицитов, проблем развития университета, разработке конкретных планов, корректирующих действий. 

В завершающий день сессии специалисты МГППУ представили результаты своей работы. Во время заключительной экспертной сессии были поставлены задачи на следующий этап, а также подведены итоги экспертного визита с руководством университета.

По словам экспертов Социоцентра, команда университета значительно продвинулась в работе по основным направлениям, сформирована ясная модель развития университета. «Есть точки роста, в которых университет может занять лидирующие позиции как минимум в стране, а также на международном уровне. Но впереди - большая тяжелая работа» - отметил Павел Сергеевич Волегов. 

Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Программа развития МГППУ Приоритет-2030

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на достижение задачи Национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Существенным препятствием на пути достижения указанной цели является значительная доля обучающихся, испытывающих трудности в освоении содержания образовательных программ и не достигающих порогового значения по одному из трех основных видов функциональной грамотности. Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2018, 22% российских школьников не достигли порогового уровня читательской и математической грамотности, 21% — естественнонаучной грамотности (Центр оценки качества образования ИСРО РАО, http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html). Как показывают многочисленные исследования (https://fioco.ru/antirisk), большая доля таких обучающихся относится к категориям детей, находящихся в неблагоприятных социально-экономических условиях, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, семьи с низким социально-экономическим статусом, детей-мигрантов, детей с нарушением психологического развития и девиантным поведением. Преодоление трудностей в обучении у таких категорий обучающихся невозможно достичь некоторым набором простых и быстрых мер, а предполагает решение целого ряда фундаментальных и прикладных научных проблем, направленных на поиск принципиально нового уровня индивидуализации их обучения в условиях массовой классно-урочной системы общего образования.

Существенным ресурсом решения этой важнейшей образовательной и социальной проблемы является модернизация целей, содержания и инструментов деятельности психологической службы образования. Модернизация подготовки педагогов в рамках стратегического проекта строится на основе выявления лучших педагогических практик с доказанной эффективностью, позволяющих сформировать у будущих учителей профессиональные компетенции, необходимые для развития обучающихся в рамках учебной, проектной и исследовательской деятельности, преодоления трудностей в обучении в рамках совместной профессиональной деятельности со специалистами психологической службы образования.

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие возрастных норм развития современных детей и достоверных данных о влиянии цифровых технологий на психологическое развитие детей разных возрастных групп;
  • 30% обучающихся испытывают трудности в освоении основных образовательных программ в школе; кризис интереса к обучению и низкая учебная мотивация у обучающихся;
  • недостаточная квалификация и подготовка педагогов, в том числе начального общего образования в области индивидуализации обучения, мотивирования и формирования образовательных результатов у обучающихся (в том числе с трудностями в обучении);
  • организация психологической службы образования не ориентирована на формирование у обучающихся образовательных результатов и не отвечает на современные вызовы и угрозы.

Стратегический проект "Благополучие и безопасность детства»

Благополучие в сфере детства и безопасность детей являются ключевыми приоритетами социальной политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р)).

В условиях появления и роста глобальных угроз и вызовов для современного детства (в том числе агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди детей, подростков и молодежи, интернетугроз, стремительного роста доли детей, испытывающих повышенную тревожность и проявления депрессии) необходима разработка комплексной системы обеспечения и сопровождения благополучия и безопасности детства специалистами образования и социальной сферы.

Стратегический проект «Благополучие и безопасность детства» реализуется для решения следующих проблем:

  • отсутствие социальных технологий защиты детства с доказанной эффективностью;
  • рост проявлений агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди подростков и молодежи, в том числе в Интернете;
  • отсутствие целостной модели создания благоприятного психологического климата, направленного на повышение безопасности образовательной среды; отсутствие методик профилактики нарушений психологической безопасности обучающихся, имеющих доказанную эффективность;
  • отсутствие системы объективной оценки уровня благополучия детства в субъектах Российской Федерации;
  • барьеры трансфера передовых социальных технологий защиты детства, разработанных в передовых социально ориентированных НКО, в сферу подготовки кадров для социальной сферы;
  • недостаточный уровень квалификации специалистов органов опеки и попечительства, специалистов в области профилактики нарушений психологической безопасности.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на развитие инклюзивной среды в системе общего образования в соответствии с одним из стратегических направлений Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р).

Поиск эффективных технологий индивидуализации обучения и социализации обучающихся с ОВЗ предполагает переход к парадигме доказательного подхода и независимой оценке на основе эмпирических исследований. Дефицит проведения такого типа исследований приводит к снижению качества инклюзивного образования и зачастую к поддержке менее эффективных, но более известных программ и методик.

В рамках стратегического проекта будет разработана, апробирована и внедрена методология, методика, логистика проведения исследований, направленных на оценку эффективности инклюзивных технологий на основе методологии доказательного подхода, выявлены лучшие практики и подходы, которые станут содержанием модернизации программ подготовки кадров и программ ДПО.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на решение следующих проблем:

  • дефицит инклюзивных методик и технологий (в том числе цифровых) с доказанной эффективностью;
  • отсутствие системы дифференцированной диагностики различных видов РАС, программ обучения и сопровождения детей с РАС; отсутствие региональных моделей межведомственного сопровождения детей с РАС;
  • низкий уровень инклюзивных компетенций у педагогов общего образования, недостаточный для индивидуализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (в том числе реинтеграции детей, находящихся на длительном стационарном лечении);
  • ограниченная территориальная доступность программ высшего образования, адаптированных для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках»  направлен на выполнение показателя «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» Национального проекта «Наука и университеты», установленного в целях достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».

Достижение научного прорыва в рамках приоритетов научнотехнологического развития, связанных с переходом к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровье сбережения, ответом на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, предполагает, в том числе, проведение фундаментальных и прикладных исследований для разработки нейро- и когнитивных технологий и их применения в разных сферах.

В свою очередь, это требует подготовки квалифицированных кадров в области когнитивных наук и нейронаук на основе преемственных образовательных траекторий.

Стратегический проект предусматривает консолидацию интеллектуального потенциала и ресурсов ведущих российских и зарубежных научных центров и университетов, осуществляющих исследования и подготовку кадров в области когнитивных наук и нейронаук, а также лидеров движения НТИ и профильных высокотехнологичных компаний, с созданием консорциума «Образование в области когнитивных наук и нейронаук».

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие обоснованной стратификации расстройств внутри гетерогенного аутистического спектра, а также объективных диагностических критериев и эффективных способов их лечения и коррекции;
  • дефицит качественных нейрокогнитивных технологий для повышения эффективности использования компьютеров и компьютеризированных устройств здоровыми людьми и людьми с инвалидностью;
  • недостаточная степень исследованности когнитивно-коммуникативных процессов: восприятия эмоциональных состояний, индивидуальных характеристик личности, окуломоторной активности, сложных экологически валидных объектов, межличностного восприятия в условиях существенной трансформации традиционных способов коммуникации;
  • отсутствие многоуровневой системы непрерывного образования и подготовки специалистов в области когнитивных наук и нейронаук в условиях их дефицита и стремительного роста кадровых потребностей этой приоритетной области научно-технологического развития.
P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Неделя нейротехнологий и когнитивных наук c 20 по 24 мая для всех желающих

20 – 24 мая 2024 года в онлайн-формате пройдет четвертая научно-образовательная инициатива МГППУ «Неделя нейротехнологий и когнитивных наук». Мероприятие направлено на популяризацию знаний в области наук о мозге, когнитивных наук, технологий для школьников и их родителей, студентов, преподавателей, специалистов и молодых исследователей.


«Обучение служением»: в МГППУ прошла проектная сессия

17 апреля в МГППУ совместно с Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» провели проектную сессию в рамках программы «Обучение служением». «Обучение служением» — это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.


Конфликтология и медиация: команда МГППУ впервые приняла участие в международном конкурсе

В этом году Казанский (Приволжский) Федеральный университет празднует свое 220-летие и уже в 11 раз гостеприимно открывает свои двери для студентов со всей страны, готовых пройти испытания в области конфликтологии и медиации. Впервые в Международном конкурсе по конфликтологии и медиации 12-13 апреля приняла участие команда МГППУ!


В России во второй раз прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В Российской Федерации завершилась вторая Всероссийская неделя распространения информации об аутизме, которая прошла в этом году с 31 марта по 6 апреля 2024 года. В рамках Всероссийской недели на базе организаций образования, культуры и спорта, социальной защиты и здравоохранения, а также некоммерческих организаций проводились различные федеральные и региональные мероприятия: научно-популярные лекции, семинары, вебинары, консультации для родителей и специалистов, классные часы, экскурсии, кинопоказы и флешмобы, а также акция “Зажги синим” и спортивные семейные праздники..


РАС: исследования и сопровождение

В России не ведется общих статистических исследований превалентности расстройств аутистического спектра в России. Но в системе образования с 2018 года ведется ежегодный Всероссийский мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). По результатам мониторинга, опубликованного в 2023 году, общая численность обучающихся с РАС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17% и составила 45 888 человек.


Межнациональные отношения: Ольга Павлова рассказала о важности преодоления стереотипов и предрассудков

27 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Психология межнациональных отношений: преодоление стереотипов и предрассудков» в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе».


VR-практикум и не только: студенты МГППУ осваивают передовые методы и технику исследования когнитивных процессов

У студентов факультета "Экспериментальная психология" МГППУ есть приятная обязанность – изучать современную виртуальную реальность (ВР). При изучении дисциплины «Практикум: применение гарнитуры виртуальной реальности для исследования когнитивных процессов» они знакомятся с самым современным психологическим оборудованием.