©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Приоритет-2030: В МГППУ прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами Социоцентра

19–21 февраля 2024 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) проходила проектно-аналитическая сессия в рамках реализации программы развития университета Приоритет-2030.

Команда МГППУ работала с экспертами Социоцентра Светланой Геннадьевной Николовой, Виталием Викторовичем Алещенко и Павлом Сергеевичем Волеговым.

Цель сессии – запуск самоанализа в коллективе университета и формирование образа целевой модели развития университета. Для этого ежедневно специалисты фокусировались на определенном направлении: ретроспективе развития университета, диагностике текущего состояния и развития университета, проектировании решений по устранению дефицитов, проблем развития университета, разработке конкретных планов, корректирующих действий. 

В завершающий день сессии специалисты МГППУ представили результаты своей работы. Во время заключительной экспертной сессии были поставлены задачи на следующий этап, а также подведены итоги экспертного визита с руководством университета.

По словам экспертов Социоцентра, команда университета значительно продвинулась в работе по основным направлениям, сформирована ясная модель развития университета. «Есть точки роста, в которых университет может занять лидирующие позиции как минимум в стране, а также на международном уровне. Но впереди - большая тяжелая работа» - отметил Павел Сергеевич Волегов. 

Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Программа развития МГППУ Приоритет-2030

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на достижение задачи Национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Существенным препятствием на пути достижения указанной цели является значительная доля обучающихся, испытывающих трудности в освоении содержания образовательных программ и не достигающих порогового значения по одному из трех основных видов функциональной грамотности. Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2018, 22% российских школьников не достигли порогового уровня читательской и математической грамотности, 21% — естественнонаучной грамотности (Центр оценки качества образования ИСРО РАО, http://centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html). Как показывают многочисленные исследования (https://fioco.ru/antirisk), большая доля таких обучающихся относится к категориям детей, находящихся в неблагоприятных социально-экономических условиях, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, семьи с низким социально-экономическим статусом, детей-мигрантов, детей с нарушением психологического развития и девиантным поведением. Преодоление трудностей в обучении у таких категорий обучающихся невозможно достичь некоторым набором простых и быстрых мер, а предполагает решение целого ряда фундаментальных и прикладных научных проблем, направленных на поиск принципиально нового уровня индивидуализации их обучения в условиях массовой классно-урочной системы общего образования.

Существенным ресурсом решения этой важнейшей образовательной и социальной проблемы является модернизация целей, содержания и инструментов деятельности психологической службы образования. Модернизация подготовки педагогов в рамках стратегического проекта строится на основе выявления лучших педагогических практик с доказанной эффективностью, позволяющих сформировать у будущих учителей профессиональные компетенции, необходимые для развития обучающихся в рамках учебной, проектной и исследовательской деятельности, преодоления трудностей в обучении в рамках совместной профессиональной деятельности со специалистами психологической службы образования.

Стратегический проект «Педагогика развития» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие возрастных норм развития современных детей и достоверных данных о влиянии цифровых технологий на психологическое развитие детей разных возрастных групп;
  • 30% обучающихся испытывают трудности в освоении основных образовательных программ в школе; кризис интереса к обучению и низкая учебная мотивация у обучающихся;
  • недостаточная квалификация и подготовка педагогов, в том числе начального общего образования в области индивидуализации обучения, мотивирования и формирования образовательных результатов у обучающихся (в том числе с трудностями в обучении);
  • организация психологической службы образования не ориентирована на формирование у обучающихся образовательных результатов и не отвечает на современные вызовы и угрозы.

Стратегический проект "Благополучие и безопасность детства»

Благополучие в сфере детства и безопасность детей являются ключевыми приоритетами социальной политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р)).

В условиях появления и роста глобальных угроз и вызовов для современного детства (в том числе агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди детей, подростков и молодежи, интернетугроз, стремительного роста доли детей, испытывающих повышенную тревожность и проявления депрессии) необходима разработка комплексной системы обеспечения и сопровождения благополучия и безопасности детства специалистами образования и социальной сферы.

Стратегический проект «Благополучие и безопасность детства» реализуется для решения следующих проблем:

  • отсутствие социальных технологий защиты детства с доказанной эффективностью;
  • рост проявлений агрессии, буллинга, суицидального поведения, радикализации среди подростков и молодежи, в том числе в Интернете;
  • отсутствие целостной модели создания благоприятного психологического климата, направленного на повышение безопасности образовательной среды; отсутствие методик профилактики нарушений психологической безопасности обучающихся, имеющих доказанную эффективность;
  • отсутствие системы объективной оценки уровня благополучия детства в субъектах Российской Федерации;
  • барьеры трансфера передовых социальных технологий защиты детства, разработанных в передовых социально ориентированных НКО, в сферу подготовки кадров для социальной сферы;
  • недостаточный уровень квалификации специалистов органов опеки и попечительства, специалистов в области профилактики нарушений психологической безопасности.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на развитие инклюзивной среды в системе общего образования в соответствии с одним из стратегических направлений Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р).

Поиск эффективных технологий индивидуализации обучения и социализации обучающихся с ОВЗ предполагает переход к парадигме доказательного подхода и независимой оценке на основе эмпирических исследований. Дефицит проведения такого типа исследований приводит к снижению качества инклюзивного образования и зачастую к поддержке менее эффективных, но более известных программ и методик.

В рамках стратегического проекта будет разработана, апробирована и внедрена методология, методика, логистика проведения исследований, направленных на оценку эффективности инклюзивных технологий на основе методологии доказательного подхода, выявлены лучшие практики и подходы, которые станут содержанием модернизации программ подготовки кадров и программ ДПО.

Стратегический проект «Инклюзивное образование: исследования и технологии с доказанной эффективностью» направлен на решение следующих проблем:

  • дефицит инклюзивных методик и технологий (в том числе цифровых) с доказанной эффективностью;
  • отсутствие системы дифференцированной диагностики различных видов РАС, программ обучения и сопровождения детей с РАС; отсутствие региональных моделей межведомственного сопровождения детей с РАС;
  • низкий уровень инклюзивных компетенций у педагогов общего образования, недостаточный для индивидуализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (в том числе реинтеграции детей, находящихся на длительном стационарном лечении);
  • ограниченная территориальная доступность программ высшего образования, адаптированных для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках»  направлен на выполнение показателя «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» Национального проекта «Наука и университеты», установленного в целях достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».

Достижение научного прорыва в рамках приоритетов научнотехнологического развития, связанных с переходом к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровье сбережения, ответом на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, предполагает, в том числе, проведение фундаментальных и прикладных исследований для разработки нейро- и когнитивных технологий и их применения в разных сферах.

В свою очередь, это требует подготовки квалифицированных кадров в области когнитивных наук и нейронаук на основе преемственных образовательных траекторий.

Стратегический проект предусматривает консолидацию интеллектуального потенциала и ресурсов ведущих российских и зарубежных научных центров и университетов, осуществляющих исследования и подготовку кадров в области когнитивных наук и нейронаук, а также лидеров движения НТИ и профильных высокотехнологичных компаний, с созданием консорциума «Образование в области когнитивных наук и нейронаук».

Стратегический проект «Научно-образовательный прорыв в когнитивных науках и нейронауках» направлен на решение следующих проблем:

  • отсутствие обоснованной стратификации расстройств внутри гетерогенного аутистического спектра, а также объективных диагностических критериев и эффективных способов их лечения и коррекции;
  • дефицит качественных нейрокогнитивных технологий для повышения эффективности использования компьютеров и компьютеризированных устройств здоровыми людьми и людьми с инвалидностью;
  • недостаточная степень исследованности когнитивно-коммуникативных процессов: восприятия эмоциональных состояний, индивидуальных характеристик личности, окуломоторной активности, сложных экологически валидных объектов, межличностного восприятия в условиях существенной трансформации традиционных способов коммуникации;
  • отсутствие многоуровневой системы непрерывного образования и подготовки специалистов в области когнитивных наук и нейронаук в условиях их дефицита и стремительного роста кадровых потребностей этой приоритетной области научно-технологического развития.
P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


В России во второй раз прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В Российской Федерации завершилась вторая Всероссийская неделя распространения информации об аутизме, которая прошла в этом году с 31 марта по 6 апреля 2024 года. В рамках Всероссийской недели на базе организаций образования, культуры и спорта, социальной защиты и здравоохранения, а также некоммерческих организаций проводились различные федеральные и региональные мероприятия: научно-популярные лекции, семинары, вебинары, консультации для родителей и специалистов, классные часы, экскурсии, кинопоказы и флешмобы, а также акция “Зажги синим” и спортивные семейные праздники..


РАС: исследования и сопровождение

В России не ведется общих статистических исследований превалентности расстройств аутистического спектра в России. Но в системе образования с 2018 года ведется ежегодный Всероссийский мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). По результатам мониторинга, опубликованного в 2023 году, общая численность обучающихся с РАС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17% и составила 45 888 человек.


Межнациональные отношения: Ольга Павлова рассказала о важности преодоления стереотипов и предрассудков

27 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Психология межнациональных отношений: преодоление стереотипов и предрассудков» в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе».


VR-практикум и не только: студенты МГППУ осваивают передовые методы и технику исследования когнитивных процессов

У студентов факультета "Экспериментальная психология" МГППУ есть приятная обязанность – изучать современную виртуальную реальность (ВР). При изучении дисциплины «Практикум: применение гарнитуры виртуальной реальности для исследования когнитивных процессов» они знакомятся с самым современным психологическим оборудованием.


В России 31 марта стартует Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В России 31 марта стартует Всероссийская неделя распространения информации об аутизме. Мероприятия Всероссийской недели приурочены ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, учрежденному ООН, который ежегодно отмечается 2 апреля.


Цифровая кафедра МГППУ побывала на «Индустриальном дне» в Иннополисе

В Университете Иннополис (Республика Татарстан) состоялся «Индустриальный день» для руководителей и выпускников Цифровых кафедр. Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».


Результаты демонстрационного экзамена кафедры «Цифровое образование» МГППУ.

По итогам выпускного демонстрационного экзамена на общеуниверситетской кафедре «Цифровое образование» МГППУ по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Средства программной разработки для решения психологических задач» для студентов МГППУ, счастливыми обладателями дипломов о профессиональной переподготовке стали 45 выпускников ДПП-2022.