©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

РАС: исследования и сопровождение

В России не ведется общих статистических исследований превалентности расстройств аутистического спектра в России. Но в системе образования с 2018 года ведется ежегодный Всероссийский мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). По результатам мониторинга, опубликованного в 2023 году, общая численность обучающихся с РАС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17% и составила 45 888 человек.

По данным ВОЗ на ноябрь 2023 года аутизм встречается у 1 ребенка из 100. Признаки аутизма могут быть выявлены уже в раннем детстве, однако часто он диагностируется только в более позднем возрасте. В среднем, можно сказать, что аутизм встречается в 1% детской популяции. Есть еще уточненные данные по США: по оценкам Центров по контролю заболеваемости, примерно у 1 из 36 детей выявлен РАС (не по всем штатам). РАС встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек и не зависит от социальных, экономических и этнических факторов.

В МГППУ ведется масштабная работа по исследованию РАС и сопровождению детей с аутизмом. 

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ (ФРЦ РАС МГППУ) создан в 2016 году и сегодня является одним из ключевых научных, методических и практических центров нашей страны.

ФРЦ РАС МГППУ активно внедряет доказательный подход в практику сопровождения детей с аутизмом. Подготовлено описание трех пилотных инновационных технологий сопровождения с учетом требований доказательного подхода в области диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с РАС:

  • Программа социокультурной интеграции «Идем в музей!»
  • Технология индивидуализации АООП дошкольного образования детей с РАС «Скорошкольник»
  • Программа консультативного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС «Кашенкин луг»

В школьно-дошкольном отделении на двух территориях в ФРЦ РАС МГППУ обучается более 180 детей (группа кратковременного пребывания и начальная школа).

ФРЦ РАС МГППУ издает профильный научно-практический журнал "Аутизм и нарушения развития", в прошлом году отметивший 20-летний юбилей. В 2023 году журнал был включен в перечень, рекомендованный ВАК по 4 специальностям.

В ФРЦ РАС МГППУ активно развивается консультативное направление деятельности. В рамках внебюджетных услуг применяются инновационные диагностические методы, такие как Международные шкалы продуктивности Leiter-3 и ADOS-2.

Специалисты ФРЦ РАС МГППУ активно участвуют в работе по распространению информации об аутизме. Второй год проводится Всероссийская неделя распространения информации об аутизме. Сегодня в рамках восьмого фестивала #ЛюдиКакЛюди пройдут мероприятия на площадке музея-заповедника «Царицыно». 

Всего в рамках Всероссийской недели в очном и онлайн-форматах состоятся свыше 300 мероприятий в более чем 70 регионах Российской Федерации, включая, восьмой Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди, научно–практическую конференцию «Аутизм. Врачи, пациенты, родители: вместе в интересах людей с РАС», а также консультационный онлайн-марафон для родителей и специалистов, программа которого полностью сформирована на основе запроса семей и специалистов.

Всероссийская неделя распространения информации об аутизме продлится до 6 апреля.

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ МГППУ) - создан на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, который  специализируется на оказании комплексной помощи детям с РАС.

Основная цель ФРЦ МГППУ  – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.

Основные направления деятельности ФРЦ МГППУ:

  • Консультационно-методическое сопровождение регионов:
    ФРЦ МГППУ оказывает консультационно-методическое сопровождение в разработке и реализации региональных концепций, межведомственных планов действий, способствует развитию сети региональных ресурсных центров. На основе заключенных соглашений Федеральный ресурсный центр проводит работу с 28 региональными министерствами РФ.
  • Программно-методическое обеспечение системы помощи детям с РАС:
    ФРЦ МГППУ ведет разработку и апробацию примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с РАС, ежегодно разрабатываются и выпускаются тематические учебно-методические пособия
  • Обучение специалистов: 
    ФРЦ МГППУ регулярно проводит курсы повышения квалификации, всероссийские семинары и вебинары. Совместно с МГППУ Федеральный ресурсный центр организует Всероссийскую конференцию «Комплексное сопровождение детей с РАС»
  • Издательская деятельность
    Ежеквартально Федеральный ресурсный центр МГППУ выпускает рецензируемый научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» - первое в России специализированное тематическое издание, входящее в российские и международные наукометрические базы.
  • Научные исследования в области изучения РАС
    Федеральный ресурсный центр МГППУ ведет разработку и апробацию диагностического и оценочного инструментария, разрабатывает критерии оценки эффективности методов работы с детьми с РАС.
  • Консультативно-диагностическая деятельность
    Федеральный ресурсный центр МГППУ проводит интенсивные консультативно-диагностические курсы для семей, воспитывающих детей с РАС из регионов РФ, консультации для родителей и специалистов. Консультирование проводится как в очном, так и в дистанционном формате. Пользователи сайта также могут задать вопрос специалистам центра, заполнив соответствующую онлайн-форму.
  • Образование детей с РАС
    ФРЦ МГППУ реализует программы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания) и начального общего образования. ФРЦ МГППУ является апробационной и стажировочной площадкой, на базе которой реализуются проекты по апробации программ и методов работы с детьми с РАС, осуществляется обучение специалистов.
  • Социокультурная интеграция
    На основе заключенных соглашений с организациями культуры регулярно проводятся совместные проекты по созданию доступной среды и адаптированных музейных программ для детей и подростков с РАС.
P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


В России во второй раз прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В Российской Федерации завершилась вторая Всероссийская неделя распространения информации об аутизме, которая прошла в этом году с 31 марта по 6 апреля 2024 года. В рамках Всероссийской недели на базе организаций образования, культуры и спорта, социальной защиты и здравоохранения, а также некоммерческих организаций проводились различные федеральные и региональные мероприятия: научно-популярные лекции, семинары, вебинары, консультации для родителей и специалистов, классные часы, экскурсии, кинопоказы и флешмобы, а также акция “Зажги синим” и спортивные семейные праздники..


Межнациональные отношения: Ольга Павлова рассказала о важности преодоления стереотипов и предрассудков

27 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Психология межнациональных отношений: преодоление стереотипов и предрассудков» в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе».


VR-практикум и не только: студенты МГППУ осваивают передовые методы и технику исследования когнитивных процессов

У студентов факультета "Экспериментальная психология" МГППУ есть приятная обязанность – изучать современную виртуальную реальность (ВР). При изучении дисциплины «Практикум: применение гарнитуры виртуальной реальности для исследования когнитивных процессов» они знакомятся с самым современным психологическим оборудованием.


В России 31 марта стартует Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В России 31 марта стартует Всероссийская неделя распространения информации об аутизме. Мероприятия Всероссийской недели приурочены ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, учрежденному ООН, который ежегодно отмечается 2 апреля.


Цифровая кафедра МГППУ побывала на «Индустриальном дне» в Иннополисе

В Университете Иннополис (Республика Татарстан) состоялся «Индустриальный день» для руководителей и выпускников Цифровых кафедр. Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».


Результаты демонстрационного экзамена кафедры «Цифровое образование» МГППУ.

По итогам выпускного демонстрационного экзамена на общеуниверситетской кафедре «Цифровое образование» МГППУ по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Средства программной разработки для решения психологических задач» для студентов МГППУ, счастливыми обладателями дипломов о профессиональной переподготовке стали 45 выпускников ДПП-2022.


МГППУ организовал на ГУМ-Катке адаптивный проект для детей с аутизмом

22 февраля в Год семьи Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) провел инклюзивное спортивное мероприятие на «ГУМ-катке» для семей с детьми с аутизмом, подопечных Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ). В мероприятии приняли участие более 100 учеников, родителей, педагогов, а также почетных гостей, среди которых – общественные деятели и российские спортсмены.