©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Как применяется искусственный интеллект в диагностике психологических свойств личности?

В рамках Недели нейротехнологий и когнитивных наук, которая проводится в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), заведующая лабораторией технологий искусственного интеллекта в психологических исследованиях Института психологии РАН и выпускница факультета информационных технологий МГППУ Анастасия Панфилова рассказала о применении искусственного интеллекта в диагностике психологических свойств личности:

"Одним из проектов, является диагностика креативности по тесту Урбана. В рамках данного теста респонденту предлагается завершить незаконченный рисунок в свободной форме. На бланке теста изображено шесть объектов – точка, полукруг, волнистая линия, прямой угол, заключенные в большую рамку, и незавершенный квадрат, находящийся за пределами рамки. Оценка рисунка происходит по 14 критериям, включая использование всех элементов, завершенность, новые элементы, соединения и другие. Результаты теста оцениваются в диапазоне от 0 до 60 баллов. Для автоматизации этого процесса были разработаны модели на основе нейронных сетей с известной архитектурой, например, AlexNet, ResNet, ViT и др. Модель принимает на вход изображение и выдает балл по оценке креативности.

Для использования модели для нашей задачи, мы заменяем ряд слоев модели на более подходящую последовательность слоев и на выходе и просим модель предсказывать баллы по тесту. Во время обучения мы подаем модели изображения, по которым предсказывается балл, а оценка расхождения предсказанного балла и экспертного позволяет модели корректировать свои веса.

Существует множество подобных архитектур, которые могут быть обучены на больших наборах данных. Один из самых известных наборов данных - ImageNet, который содержит более 14 млн изображений, размеченных по классам. Мы использовали модели, которые предварительно были обучены на этом наборе данных. Применение методов объяснимого искусственного интеллекта к созданным нами моделям позволило выделить определенные фрагменты рисунка, которые влияют на прогнозируемый балл и связать их с экспертными оценками. То есть мы можем сказать, что в процессе обучения модель неявным образом усвоила критерии экспертной оценки.

В другом проекте была разработана система, которая позволяет пользователю получить оценку своих психологических свойств на основе анализа его профиля в социальной сети "ВКонтакте". Эта система также предоставляет пользователю диаграмму, которая показывает, какие конкретные характеристики его профиля повлияли на прогноз модели.

В результате анализа работы обученных моделей с использованием методов объяснимого искусственного интеллекта стало возможным проанализировать особенности влияния характеристик профиля пользователя на прогноз модели. Например, было обнаружено, что уровень открытости опыту снижается с увеличением доли репостов с эмоцией страха.

Было обнаружено, что для оценки свойств экстраверсии и доброжелательности модель опирается в большей степени на эмоциональную окраску текста. Пользователи с высоким уровнем нейротизма склонны к написанию постов на провокативную тематику, сопровождая это яркими эмоциональным комментариями, что не характерно для людей с высоким уровнем сознательности. Анализ лингвистических признаков текстов постов показал, например, что интроверты часто используют местоимения первого лица и сложные синтаксические структуры. Люди с низким уровнем доброжелательности используют глаголы повелительного наклонения. Люди с высоким уровнем открытости опыту склонны использовать причастные обороты и писать длинные тексты. Люди с высоким уровнем сознательности структурируют свои сообщения и используют хэштеги и ссылки.

Кроме того, была разработана технология психологической диагностики по видео-интервью. Для пользователя моделировалась ситуация трудоустройства, в которой ему необходимо ответить на 12 вопросов о своем образовании, опыте работы, успехах и неудачах. Обученная модель использует данные акустических свойств голоса (как человек говорит), текст интервью (что говорит) и динамику эмоциональных экспрессий лица.

Можно отметить, что применение методов объяснимого искусственного интеллекта в различных областях диагностики психологических свойств позволяет понять, на что ориентируется модель при прогнозировании. Это позволяет более глубоко анализировать взаимосвязи между активностью пользователей в социальной сети, особенностями их речи и их психологическими свойствами.

Также в планах разработка модели, которая может диагностировать интенции терапевта и клиента в процессе психотерапевтических сессий. Эта модель может помочь в развитии методов автоматизированного интент-анализа устной речи человека, прогнозировать следующие интенции участников сессии на основе предыдущих интенций, помочь в подготовке будущих психотерапевтов.

Еще одно из направлений работы - повышение доверия к технологиям на базе искусственного интеллекта. Изучаются подходы, которые могут повысить доверие людей к этим технологиям, а также особенности взаимодействия людей с чат-ботами и другими технологиями."

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Коченовские чтения 2024: магистранты факультета "Юридическая психология" МГППУ говорят о конференции

Всероссийской конференция с международным участием «Коченовские чтения – 2024», которая прошла в МГППУ с 6 по 8 ноября, стала значимой площадкой обмена опытом не только для состоявшихся специалистов, но и мощным образовательным порталом для студентов и магистрантов организаций высшего образования.


В МГППУ прошла пятая международная конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024)

14–15 ноября 2024 года состоялась V Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2024).


Факультет "Юридическая психология" МГППУ отпраздновал свой 20-летний юбилей!

6 ноября факультет "Юридическая психология" МГППУ собрал в здании на ул. Сретенка, д. 29 преподавателей, студентов, выпускников и друзей на торжественное мероприятие по случаю своего 20-летнего юбилея.


В МГППУ проходит главная конференция по юридической психологии

6 ноября в МГППУ состоялось открытие Всероссийской конференции по юридической психологии «Психология и право в современной России (Коченовские чтения 2024)».


Итоги конференции молодых исследователей образования в МГППУ: студенты и преподаватели выступают на равных

30–31 октября состоялась XXIII Международная научно-практическая конференции молодых исследователей образования «Семья. Ребенок. Образование: новые грани «классического треугольника».


Студенты МГППУ успешно осваивают учебный курс по основам российской государственности

С 2023 года в вузах России введено преподавание дисциплины «Основы российской государственности», направленной на развитие у студентов чувства патриотизма и гражданственности, формирование у них духовно-нравственного и культурного фундамента, необходимого для полноценной профессиональной и личностной самореализации в российском обществе.


На факультете «Социальная коммуникация» МГППУ прошел II Международный форум Апгрейд-2030

29 октября на факультете «Социальная коммуникация» МГППУ состоялся Второй Международный форум «Апгрейд 2030: стратегия развития молодежной среды». Мероприятие объединило студентов, преподавателей и гостей, среди которых партнеры факультета из Южного федерального университета (ЮФУ, Ростов-на-Дону), Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», Волонтерской Роты, других организаций и учреждений.