©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Как применяется искусственный интеллект в диагностике психологических свойств личности?

В рамках Недели нейротехнологий и когнитивных наук, которая проводится в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ), заведующая лабораторией технологий искусственного интеллекта в психологических исследованиях Института психологии РАН и выпускница факультета информационных технологий МГППУ Анастасия Панфилова рассказала о применении искусственного интеллекта в диагностике психологических свойств личности:

"Одним из проектов, является диагностика креативности по тесту Урбана. В рамках данного теста респонденту предлагается завершить незаконченный рисунок в свободной форме. На бланке теста изображено шесть объектов – точка, полукруг, волнистая линия, прямой угол, заключенные в большую рамку, и незавершенный квадрат, находящийся за пределами рамки. Оценка рисунка происходит по 14 критериям, включая использование всех элементов, завершенность, новые элементы, соединения и другие. Результаты теста оцениваются в диапазоне от 0 до 60 баллов. Для автоматизации этого процесса были разработаны модели на основе нейронных сетей с известной архитектурой, например, AlexNet, ResNet, ViT и др. Модель принимает на вход изображение и выдает балл по оценке креативности.

Для использования модели для нашей задачи, мы заменяем ряд слоев модели на более подходящую последовательность слоев и на выходе и просим модель предсказывать баллы по тесту. Во время обучения мы подаем модели изображения, по которым предсказывается балл, а оценка расхождения предсказанного балла и экспертного позволяет модели корректировать свои веса.

Существует множество подобных архитектур, которые могут быть обучены на больших наборах данных. Один из самых известных наборов данных - ImageNet, который содержит более 14 млн изображений, размеченных по классам. Мы использовали модели, которые предварительно были обучены на этом наборе данных. Применение методов объяснимого искусственного интеллекта к созданным нами моделям позволило выделить определенные фрагменты рисунка, которые влияют на прогнозируемый балл и связать их с экспертными оценками. То есть мы можем сказать, что в процессе обучения модель неявным образом усвоила критерии экспертной оценки.

В другом проекте была разработана система, которая позволяет пользователю получить оценку своих психологических свойств на основе анализа его профиля в социальной сети "ВКонтакте". Эта система также предоставляет пользователю диаграмму, которая показывает, какие конкретные характеристики его профиля повлияли на прогноз модели.

В результате анализа работы обученных моделей с использованием методов объяснимого искусственного интеллекта стало возможным проанализировать особенности влияния характеристик профиля пользователя на прогноз модели. Например, было обнаружено, что уровень открытости опыту снижается с увеличением доли репостов с эмоцией страха.

Было обнаружено, что для оценки свойств экстраверсии и доброжелательности модель опирается в большей степени на эмоциональную окраску текста. Пользователи с высоким уровнем нейротизма склонны к написанию постов на провокативную тематику, сопровождая это яркими эмоциональным комментариями, что не характерно для людей с высоким уровнем сознательности. Анализ лингвистических признаков текстов постов показал, например, что интроверты часто используют местоимения первого лица и сложные синтаксические структуры. Люди с низким уровнем доброжелательности используют глаголы повелительного наклонения. Люди с высоким уровнем открытости опыту склонны использовать причастные обороты и писать длинные тексты. Люди с высоким уровнем сознательности структурируют свои сообщения и используют хэштеги и ссылки.

Кроме того, была разработана технология психологической диагностики по видео-интервью. Для пользователя моделировалась ситуация трудоустройства, в которой ему необходимо ответить на 12 вопросов о своем образовании, опыте работы, успехах и неудачах. Обученная модель использует данные акустических свойств голоса (как человек говорит), текст интервью (что говорит) и динамику эмоциональных экспрессий лица.

Можно отметить, что применение методов объяснимого искусственного интеллекта в различных областях диагностики психологических свойств позволяет понять, на что ориентируется модель при прогнозировании. Это позволяет более глубоко анализировать взаимосвязи между активностью пользователей в социальной сети, особенностями их речи и их психологическими свойствами.

Также в планах разработка модели, которая может диагностировать интенции терапевта и клиента в процессе психотерапевтических сессий. Эта модель может помочь в развитии методов автоматизированного интент-анализа устной речи человека, прогнозировать следующие интенции участников сессии на основе предыдущих интенций, помочь в подготовке будущих психотерапевтов.

Еще одно из направлений работы - повышение доверия к технологиям на базе искусственного интеллекта. Изучаются подходы, которые могут повысить доверие людей к этим технологиям, а также особенности взаимодействия людей с чат-ботами и другими технологиями."

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Группа студентов из МГППУ сопровождала интерактивный квест на молодежном форуме корпорации «Роскосмос»

Студенты и сотрудники факультета «Экстремальная психология» МГППУ приняли участие в III Форуме активной молодежи Роскосмоса «Команда будущего» в качестве соорганизаторов и тренеров интерактивной игры-квеста среди участников.


Специалисты ФКЦ МГППУ проводят интервизии и супервизии для педагогов-психологов Курской области

С 29 октября по 17 декабря по запросу Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в рамках исполнения плана мероприятий Концепции развития Региональной психологической службы в системе образования в Курской области специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) проводятся интервизии и супервизии в дистанционном формате для педагогов-психологов Курской области


22-я Всероссийская научная конференция "Нейрокомпьютеры и их применение": итоги

26 ноября на базе МГППУ прошла 22-я Всероссийская научная конференция "Нейрокомпьютеры и их применение". Конференция в онлайн-формате объединила исследователей, преподавателей, студентов и специалистов в области нейронаук, искусственного интеллекта и робототехники. Много лет участники собираются в едином пространстве, где можно вести открытую научную дискуссию по самым актуальным вопросам и темам.


Волонтерский корпус МГППУ провел квест «10 причин стать волонтером»

14 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошла интерактивная встреча «10 причин стать волонтером», приуроченная к Международному дню добровольца.


Ректор МГППУ принял участие в работе Всероссийского совещания для региональных министров образования

Участники Всероссийского совещания для региональных министров образования обсудили итоги реализации национального проекта «Образование» и разработку Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.


Ольга Ульянина и Анна Ермолаева рассказали о рекомендациях ФКЦ МГППУ в работе с детьми, пострадавшими от боевых действий

13 декабря руководители Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) приняли участие в работе пленарного заседания XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».


02 декабря в МГППУ стартует Всероссийская неделя родительской компетентности «Время в кругу семьи»

С 2 по 6 декабря пройдет последняя в 2024 году Всероссийская неделя родительской компетентности, организованная в рамках Года семьи! Бесплатные вебинары и мастер-классы будут посвящены предновогодней теме: «Время в кругу семьи». Последняя в 2024 году Всероссийская неделя родительской компетентности, организованная в рамках Года семьи! Эксперты недели помогут родителям:Создать значимые традиции и полезные привычки в вашей семьеРазобраться с трудностями в отношениях с детьми и родственникамиУзнать важные психологические аспекты воспитания и развития детейНаучиться развивающим играм и творческим занятиям для всей семьиСодержание программы недели: .