Камила Зарубина: биотех и диптех — вызов и драйвер всех возможных инноваций
На форуме «Биопром» управляющий директор по направлению биологических и медицинских технологий «Сколково» Камила Зарубина рассказала, как биомедицинскому стартапу привлечь инвестора и коммерциализировать свою разработку.
Спикер обратила внимание участников, что высокотехнологичные стартапы играют важнейшую роль в современной экономике. В развитых странах доля инноваций в ВВП занимает 3–4%. В России она находится на уровне 1,5%, но есть задача выстроить кооперацию и обеспечить приток инвестиций, чтобы увеличить показатель до 3% от ВВП.
В последние годы венчурные инвестиции в стартапы снижались, отметила спикер. Тем не менее инвестиции доходят в биотех. Эти технологии занимают сегодня второе место по уровню привлечения финансирования после искусственного интеллекта и решений, связанных с диджитализацией. «Во всем мире именно биотех и диптех являются и вызовом, и драйвером всех возможных инноваций», — подчеркнула Камила Зарубина.
В числе существующих инструментов для стартапов она назвала государственное финансирование, венчурные и благотворительные фонды, выход на IPO. Спикер отметила, что венчурных фондов, специализирующихся на биомедтехе, становится все больше и у стартапов появляется выбор. А инструмент IPO, по ее мнению, сегодня наиболее эффективен и интересен как возможность дорастить свои технологии.
Что же касается благотворительных фондов, то здесь есть куда расти. Во всем мире инвестиции в науку очень часто приходят именно от частных лиц. Но в России, где действует большое число фондов поддержки больных и распространена адресная помощь, инновации через благотворительность практически не финансируются, сообщила Камила Зарубина.
Сам процесс привлечения инвестиций в нашей стране также сложен и занимает в среднем от 1 до 1,5 года, тогда как общемировая практика — 3–4 месяца. «Чтобы привлечь средства, важно активно работать, выступать, питчиться, искать. В целом путь инноватора в медицине долгий и занимает порядка 10 лет, и тот, кто дошел до коммерциализации, настоящий герой», — подчеркнула Камила.
Аналитика показывает, что 82% успешных инвесторов сначала смотрят на фаундеров стартапов и только потом на сами технологии. Спикер «Сколково» не совсем согласна с таким подходом, потому что, по ее мнению, в медицине на первом месте стоит наука и технологии, а уже потом команда. «Но это, конечно, взаимосвязанные вещи — хороший ученый не сможет создать плохую технологию», — прокомментировала Камила Зарубина. Она добавила, что, выстраивая диалог с инвестором, важно быть открытым и честно сообщать обо всех плюсах и минусах.
В заключение Камила привела несколько успешных кейсов «Сколково». Среди них компания «Медвиар», которая вообще не привлекала внешних инвестиций. Четыре разработчика в 2017 году начали с компьютерных игр, но во время пандемии переключились на виар-разработки для получения медицинского образования. Сейчас решения резидента продаются в 10 странах мира.
Еще один резидент — «Нейри», который делает продукты на базе нейротехнологий, — смог привлечь для коммерциализации своих разработок сразу два фонда. А сколковская компания «Артген Биотех» стала первопроходцем на рынке IPO.
«Безусловно, важна технология, но важно закрывать нерешенные медицинские потребности. Не надо создавать решения, которые уже существуют. Надо делать аналитику и входить в незанятые ниши, а их очень много. Важно оценить рынок: а сможешь ли ты через 10 лет заработать 5 миллиардов. Всегда учу думать масштабно и глобально. Да, российский рынок — первый, но надо выходить за его пределы. Ну и конечно, успех стартапа не только в денежном выражении, но и в социальной важности, в пациентоцентричности», — заключила Камила Зарубина.
Участие в сессии также приняла сколковская компания «Генотек», которая занимается ДНК-тестами. Директор по науке Genotek Александр Ракитько рассказал, с какими препятствиями приходилось сталкиваться на пути к коммерциализации научных исследований. Он отметил, что при разработке продукта очень важно ориентироваться на конечного потребителя, поскольку в отличие от академической науки бизнес живет за счет того, что продает. Важно также выстроить эффективный диалог и партнерство с институтами, у которых есть инфраструктура для проведения исследований, а также с врачами. В частности, Genotek сотрудничает с ВШЭ, где специалисты компании читают лекции. Взамен часть задач в виде НИОКР компания может решать в лабораториях школы. Подобное партнерство сейчас также обсуждается с ИТМО.