©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Психологи МГППУ рассказали о новинках в диагностике настойчивости и реагирования на неопределенность у подростков

16 октября состоялась пятая встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях», при поддержке «Точки кипения МГППУ» на тему «Нужна ли подросткам настойчивость и как они реагируют на неопределенность».

Интерес к теме был достаточно широким географически – свыше 80 человек зарегистрировались в качестве участников. Среди них участники из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Барнаула, Белгорода, Вологды, Иваново, Ижевска, Калининграда, Краснодара, Михайловска, Новокузнецка, Петрозаводска, Смоленска, Ставрополя, Туапсе, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Челябинска, Ярославля и других городов, а также из Алматы (Казахстан) и Минска (Беларусь). Помимо участия в вебинарной части встречи, прямую трансляцию встречи в моменте смотрели свыше 40 человек.

Слушателям были представлены две стороны одной проблемы – как настойчивость и умение реагировать на неопределенность могут быть связаны у подростков и, как это влияет на их благополучие.

По первой части темы выступила кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Наталия Павловна Радчикова, которая рассказала о разработке, апробации и адаптации методики «Шкала реагирования на неопределенность». Она пояснила, что методика состоит из трех субшкал («Эмоциональное реагирование на неопределенность», «Когнитивное реагирование на неопределенность», «Готовность к переменам и неопределенности»). И обосновала, как методика надежно определяет индивидуальные различия в совладании с неопределенностью и хорошо коррелирует с физиологическими показателями стресса (частота сердцебиений, артериальное давление).

Рассказ о методике вызвал ряд вопросов у слушателей. Так, одна из участниц встречи – Галина Леонидовна Козунова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) МГППУ, подняла вопрос о том, почему планирование это когнитивная реакция на нетерпимость к неопределенности. Казалось бы, когнитивная реакция это не планирование возможных трудностей, а наоборот, избегание ситуации вообще. Галина Леонидовна рассказала о проведенных центром исследованиях взрослых людей с аутизмом, которым свойственна очень высокая нетерпимость к неопределенности именно перспективная, но она выражается не в планировании контроля, а наоборот, в избегании потенциально стрессовых ситуаций. Мария Антоновна Одинцова пояснила, что «в нашем опроснике когнитивная реакция на неопределенность предполагают прояснение ситуации и ее понимание; когнитивная реакция на неопределенность основана на понимание и прояснение ситуации».

Вторая часть темы была раскрыта Марией Антоновной Одинцовой, кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения. Она представила опыт разработки, апробации и адаптации «Шкалы настойчивости». Методика состоит из трех субшкал – «Настойчивость в достижении целей», «Настойчивость в преодолении трудностей» и «Неуместная настойчивость».

Обе эти совершенно новые диагностические методики были апробированы и адаптированы на больших выборках подростков.

Обсуждая итоги встречи, модератор Евгений Шведовский (МГППУ) задал спикерам ряд вопросов, в частности: насколько важно учитывать при подобных исследованиях социально-экономические факторы и нестабильность подросткового возраста, а также обсудил со спикерами вопросы, связанные с интерпретацией статистических данных (размер эффекта и др.).

В ходе встречи участники затронули широкий спектр вопросов: «Для чего возможно использовать этот опросник, помимо исследовательских целей?», «Как проводилось различие между "очень" и "не очень" стрессогенной трудной жизненной ситуации у подростков?». Было высказано пожелание, чтобы исследование настойчивости было расширено и продолжено среди подростков с ОВЗ, а самая оживленная дискуссия развернулась вокруг понимания, что же такое настойчивость.

Данные исследований будут опубликованы в ближайших выпусках журналов:

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В., Сорокова М.Г. Шкала реагирования на неопределенность: адаптация на белорусской выборке // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4 (в печати).
Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала настойчивости для подростков: разработка и апробация нового инструмента // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6 (в печати).

Посмотреть видеозапись встречи можно на видеоканале портала психологических изданий PsyJournals: https://rutube.ru/video/98d7054f748d7097acae46157cf45007/

ПРОЕКТ  «НАУКА В ПУБЛИКАЦИЯХ» - Цикл вебинаров и встреч «Наука в публикациях» организован на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и предоставляет возможность авторам научных работ рассказать о результатах своих научных исследований, поделиться новейшими публикациями, пообщаться со сторонниками и оппонентами своих идей, заинтересовать коллег, привлечь внимание молодых исследователей к своей работе.

В проекте «Наука в публикациях» реализуются два направления: «От идеи до практики» и «СоАвторское чтение».

Читательский клуб «СоАвторское чтение»

«СоАвторское чтение» – пространство для онлайн-встреч авторов и читателей статей, публикуемых в научных журналах МГППУ. Основная идея – дать возможность читателям обсудить с авторами не только тексты публикаций, но и то, что составляет контекст описываемых исследований.

Площадка проведения – онлайн на платформе Webinar.ru по предварительной регистрации на Leader ID (Точка кипения МГППУ).

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Группа студентов из МГППУ сопровождала интерактивный квест на молодежном форуме корпорации «Роскосмос»

Студенты и сотрудники факультета «Экстремальная психология» МГППУ приняли участие в III Форуме активной молодежи Роскосмоса «Команда будущего» в качестве соорганизаторов и тренеров интерактивной игры-квеста среди участников.


Специалисты ФКЦ МГППУ проводят интервизии и супервизии для педагогов-психологов Курской области

С 29 октября по 17 декабря по запросу Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в рамках исполнения плана мероприятий Концепции развития Региональной психологической службы в системе образования в Курской области специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) проводятся интервизии и супервизии в дистанционном формате для педагогов-психологов Курской области


22-я Всероссийская научная конференция "Нейрокомпьютеры и их применение": итоги

26 ноября на базе МГППУ прошла 22-я Всероссийская научная конференция "Нейрокомпьютеры и их применение". Конференция в онлайн-формате объединила исследователей, преподавателей, студентов и специалистов в области нейронаук, искусственного интеллекта и робототехники. Много лет участники собираются в едином пространстве, где можно вести открытую научную дискуссию по самым актуальным вопросам и темам.


Волонтерский корпус МГППУ провел квест «10 причин стать волонтером»

14 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошла интерактивная встреча «10 причин стать волонтером», приуроченная к Международному дню добровольца.


Ректор МГППУ принял участие в работе Всероссийского совещания для региональных министров образования

Участники Всероссийского совещания для региональных министров образования обсудили итоги реализации национального проекта «Образование» и разработку Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.


Ольга Ульянина и Анна Ермолаева рассказали о рекомендациях ФКЦ МГППУ в работе с детьми, пострадавшими от боевых действий

13 декабря руководители Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) приняли участие в работе пленарного заседания XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».


02 декабря в МГППУ стартует Всероссийская неделя родительской компетентности «Время в кругу семьи»

С 2 по 6 декабря пройдет последняя в 2024 году Всероссийская неделя родительской компетентности, организованная в рамках Года семьи! Бесплатные вебинары и мастер-классы будут посвящены предновогодней теме: «Время в кругу семьи». Последняя в 2024 году Всероссийская неделя родительской компетентности, организованная в рамках Года семьи! Эксперты недели помогут родителям:Создать значимые традиции и полезные привычки в вашей семьеРазобраться с трудностями в отношениях с детьми и родственникамиУзнать важные психологические аспекты воспитания и развития детейНаучиться развивающим играм и творческим занятиям для всей семьиСодержание программы недели: .