©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Психологи МГППУ рассказали о новинках в диагностике настойчивости и реагирования на неопределенность у подростков

16 октября состоялась пятая встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях», при поддержке «Точки кипения МГППУ» на тему «Нужна ли подросткам настойчивость и как они реагируют на неопределенность».

Интерес к теме был достаточно широким географически – свыше 80 человек зарегистрировались в качестве участников. Среди них участники из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Барнаула, Белгорода, Вологды, Иваново, Ижевска, Калининграда, Краснодара, Михайловска, Новокузнецка, Петрозаводска, Смоленска, Ставрополя, Туапсе, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Челябинска, Ярославля и других городов, а также из Алматы (Казахстан) и Минска (Беларусь). Помимо участия в вебинарной части встречи, прямую трансляцию встречи в моменте смотрели свыше 40 человек.

Слушателям были представлены две стороны одной проблемы – как настойчивость и умение реагировать на неопределенность могут быть связаны у подростков и, как это влияет на их благополучие.

По первой части темы выступила кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Наталия Павловна Радчикова, которая рассказала о разработке, апробации и адаптации методики «Шкала реагирования на неопределенность». Она пояснила, что методика состоит из трех субшкал («Эмоциональное реагирование на неопределенность», «Когнитивное реагирование на неопределенность», «Готовность к переменам и неопределенности»). И обосновала, как методика надежно определяет индивидуальные различия в совладании с неопределенностью и хорошо коррелирует с физиологическими показателями стресса (частота сердцебиений, артериальное давление).

Рассказ о методике вызвал ряд вопросов у слушателей. Так, одна из участниц встречи – Галина Леонидовна Козунова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) МГППУ, подняла вопрос о том, почему планирование это когнитивная реакция на нетерпимость к неопределенности. Казалось бы, когнитивная реакция это не планирование возможных трудностей, а наоборот, избегание ситуации вообще. Галина Леонидовна рассказала о проведенных центром исследованиях взрослых людей с аутизмом, которым свойственна очень высокая нетерпимость к неопределенности именно перспективная, но она выражается не в планировании контроля, а наоборот, в избегании потенциально стрессовых ситуаций. Мария Антоновна Одинцова пояснила, что «в нашем опроснике когнитивная реакция на неопределенность предполагают прояснение ситуации и ее понимание; когнитивная реакция на неопределенность основана на понимание и прояснение ситуации».

Вторая часть темы была раскрыта Марией Антоновной Одинцовой, кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения. Она представила опыт разработки, апробации и адаптации «Шкалы настойчивости». Методика состоит из трех субшкал – «Настойчивость в достижении целей», «Настойчивость в преодолении трудностей» и «Неуместная настойчивость».

Обе эти совершенно новые диагностические методики были апробированы и адаптированы на больших выборках подростков.

Обсуждая итоги встречи, модератор Евгений Шведовский (МГППУ) задал спикерам ряд вопросов, в частности: насколько важно учитывать при подобных исследованиях социально-экономические факторы и нестабильность подросткового возраста, а также обсудил со спикерами вопросы, связанные с интерпретацией статистических данных (размер эффекта и др.).

В ходе встречи участники затронули широкий спектр вопросов: «Для чего возможно использовать этот опросник, помимо исследовательских целей?», «Как проводилось различие между "очень" и "не очень" стрессогенной трудной жизненной ситуации у подростков?». Было высказано пожелание, чтобы исследование настойчивости было расширено и продолжено среди подростков с ОВЗ, а самая оживленная дискуссия развернулась вокруг понимания, что же такое настойчивость.

Данные исследований будут опубликованы в ближайших выпусках журналов:

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В., Сорокова М.Г. Шкала реагирования на неопределенность: адаптация на белорусской выборке // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4 (в печати).
Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала настойчивости для подростков: разработка и апробация нового инструмента // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6 (в печати).

Посмотреть видеозапись встречи можно на видеоканале портала психологических изданий PsyJournals: https://rutube.ru/video/98d7054f748d7097acae46157cf45007/

ПРОЕКТ  «НАУКА В ПУБЛИКАЦИЯХ» - Цикл вебинаров и встреч «Наука в публикациях» организован на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и предоставляет возможность авторам научных работ рассказать о результатах своих научных исследований, поделиться новейшими публикациями, пообщаться со сторонниками и оппонентами своих идей, заинтересовать коллег, привлечь внимание молодых исследователей к своей работе.

В проекте «Наука в публикациях» реализуются два направления: «От идеи до практики» и «СоАвторское чтение».

Читательский клуб «СоАвторское чтение»

«СоАвторское чтение» – пространство для онлайн-встреч авторов и читателей статей, публикуемых в научных журналах МГППУ. Основная идея – дать возможность читателям обсудить с авторами не только тексты публикаций, но и то, что составляет контекст описываемых исследований.

Площадка проведения – онлайн на платформе Webinar.ru по предварительной регистрации на Leader ID (Точка кипения МГППУ).

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов? – дискуссия практиков

10 июня на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов?».


Проект МГППУ «Индекс детского благополучия» представлен на конференции Десятилетия детства в Общественной палате РФ

3 июня в Общественной палате Российской Федерации проходила VII Всероссийская конференция «Приоритеты национального развития в лучших региональных практиках реализации Десятилетия детства».


В Москве объявлены победители Всероссийского конкурса «Школа#безОбид»

30 мая в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации состоялась церемония награждения победителей I Всероссийского конкурса по реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата «Школа#безОбид». Лучшими признаны семь общеобразовательных организаций России.


Эксперты МЭГ-центра МГППУ объяснили 6 теорий старения мозга

На дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Теории когнитивного старения». Третьякова Вера Дмитриевна, кандидат химических наук, сотрудник центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, рассказала о современных теориях старения мозга. Доклад подготовлен совместно с Пульциной Кристиной Игоревной.


МГППУ вошел в состав Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО

20 мая 2025 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялся V Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО, направленный на поиск инновационных подходов к международному сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры. Мероприятие объединило представителей ведущих вузов России и мира, членов общественных организаций и сотрудников кафедр ЮНЕСКО.


«Когнитивные нейронауки и нейротехнологии»: МГППУ и НГУ создали уникальную магистерскую программу

Участники программы «Приоритет-2030» Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и Новосибирский государственный университет (НГУ) открывают двери в мир передовых исследований на стыке психологии, нейробиологии и компьютерных технологий.


Нейрометроном: инновация в нейрокоррекции от российских специалистов

Магистрант второго курса факультета информационных технологий МГППУ Левонович Никита Ильич стал идеологом и научным руководителем проекта по созданию уникального прибора «Нейрометроном».