Коченовские чтения 2024: магистранты факультета "Юридическая психология" МГППУ говорят о конференции
Всероссийской конференция с международным участием «Коченовские чтения – 2024», которая прошла в МГППУ с 6 по 8 ноября, стала значимой площадкой обмена опытом не только для состоявшихся специалистов, но и мощным образовательным порталом для студентов и магистрантов организаций высшего образования.
Хотя бы частично увидеть многогранную палитру тем выступлений и дискуссий «Коченовских чтений-2024» можно сквозь цитаты из эссе магистрантов факультета.
«Коченовские чтения … стали важным событием в научной среде, особенно в 2024 году, когда факультет "Юридическая психология" МГППУ отметил свое 20-летие. Возвращение к очному формату после шестилетнего перерыва символизировало не только восстановление живых дискуссий, но и возможность для глубокого взаимодействия между специалистами из разных регионов России и зарубежья».
Штриченко А., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ 1, 2
«Хочется выделить для себя выступление, Ермолаевой Анны Валерьевны, впечатлило насколько колоссальная работа проводится с семьями, проживающими на территории проведения СВО. Я пока не знаю как, но очень хочу быть частью этой неоценимой помощи для людей, сталкивающихся с такой проблемой».
Некрасова А., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
«В самом выступлении С.Н. Ениколопова, в основной ее теме и части, меня удивили некоторые вещи. В таком ракурсе, как рассказывал спикер, я о них ранее не думала. … Первое, что показалось интересным - это то, что враждебность, оказывается более серьезна, чем агрессия. И тогда многие причинно-следственные связи в поведении людей становятся понятнее. Агрессию можно видеть, ощущать, даже стать ее жертвой. А враждебность - когнитивный продукт, когнитивный компонент психической жизни человека. Получается, она неочевидна, чтобы понять, есть она или нет, нужны некоторые усилия.»
Джус Т., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
«… в рамках круглого стола «Современные тенденции в подготовке специалистов по юридической психологии» заинтересовал доклад Великодворской Е.В. … об организации Кризисным Центром для женщин «Полина» помощи жертвам домашнего насилия. … В настоящее время самая популярная и востребованная форма обращения - это онлайн-форма в виде всплывающего окна «Нужна ли Вам помощь?» через переписку. Обращаются не только потерпевшие, но и их знакомые, родственники, друзья, которые видят или знают о насилии, угрозах убийства, преследовании, харасменте и других видах насилия. В центре налажена совместная работа психолога и юриста над комплексными запросами клиенток…
Из смысла доклада сформировался портрет юридического психолога – не адвоката, не прокурора, не судьи, а специалиста, глубоко понимающего особенности влияния психической травмы с одной стороны, специфики юридически значимой ситуации с другой, и способствующего эффективному участию клиента в роли потерпевшего в защите своих прав в ходе следственных действий и судебном процессе».
Есипенко И., 24ЮП-ППО(м/о)ВПМТ-1
СЕКЦИЯ «ЗАЧЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВО СУДИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ?»
«Основой успеха восстановительного подхода, по мнению Татьяны Валерьевны Хованской, является человеческое отношение. Ведь восстановительное правосудие требует глубокого вовлечения обеих сторон – как потерпевшего, так и правонарушителя. Понимание чужой боли, ответственность перед близкими и личная осознанность создают возможности для подлинного исправления подростка-правонарушителя и восстановления психологического комфорта у пострадавшего. Важно, что участие в программах восстановительного правосудия помогает несовершеннолетним не только избегать повторного преступного деяния, но и учиться важным жизненным навыкам, таким как эмпатия, ответственность и самоанализ».
Кормилицина Д., 24ЮП-ППО(м/о)ВПМТ-1
«Наряду с уже знакомым содержанием в рамках обучения в магистратуре, для меня стало новым и интересным выступление Дозорцевой Е.Г. на тему: «Можно ли совместить два направления ювенальной юстиции?». Были открыты принципы «разумления», «возрастной безответственности», «воспитуемости» в модели ювенальной юстиции. Принцип «parens patriae», признанный во многих странах, конечно, несет смысл комплексной помощи «доступными средствами», но и имеет недостатки. Интересным открытием стало для меня то, что в ювенальной юстиции несовершеннолетний рассматривается в большей степени как «объект заботы и контроля», а не субъект собственных действий, что и приводит к инфантилизации позиция подростков».
Гущина И., 24ЮП-ППО(м/о)ВПМТ-1
СЕКЦИЯ «ПРАКТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ ДЕТСТВА: ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ».
«… Очень не хватило времени на открытую и живую дискуссию – не чтобы поспорить, а чтобы уточнить и вместе поразмышлять над такими вопросами:
- Проводится ли в СУВУ работа с прошлым ребенка? Куда вообще «девается» прошлое?...
- Ставит ли специалист СУВУ перед собой цель работать так, чтобы ребенок вышел из учреждения закрытого типа, как можно меньше времени провел тут, как можно быстрее вернулся в семью, в открытый социум?...
-Каково место кровного и/или приемного родителя подростка, живущего в СУВУ?...»
Чевер Д., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
«Одним из главных плюсов, которые хочу подчеркнуть, является человеческий фактор в сфере СУВУ. … Выступающие специалисты действительно "горели" своим делом, и я уверена, что это связано с их мотивацией и желанием оказывать поддержку и помощь подросткам. … Именно об этой поддержке и понимании «не трудных» детей говорили многие специалисты. Особо запало в душу выражение: «Если вы не можете назвать семь положительных качеств своего воспитанника, то у вас сложилось предубеждение, и надо посмотреть на ребенка с другой стороны». Отметила для себя и согласна с убеждением о том, что «у воспитанников СУВУ иммунитет к назиданиям со стороны взрослых».
Антонова Т., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ С УЧАСТИЕМ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ «ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ И НКО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ»
«… огромное впечатление от международного телемоста…Эухенио Лопес Арриасу - профессор, руководитель кафедры славянских языков и литературы, Университет Буэнос-Айреса, Аргентина. В рамках получения высшего образования осужденные изучают славянскую литературу. Так как уровень знаний таких студентов не очень высок, то приходится перерабатывать обучающие программы, а для лучшего усвоения вводить дополнительный предмет - литературную критику. Изучают произведения Пушкина, Гоголя, Булгакова, Маяковского. Не изучают произведения, в которых поднимается вопрос «преступления и наказания», т.к. цель ознакомления со славянской литературой - это глоток свободы, ознакомление с другой жизнью.»
Березянский А., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
В заключение…
«Все три дня я не отрывалась от конференции, мне каждый вопрос, казался важным. Я благодарна каждому докладчику и каждому участнику, за проделанную работу и предоставленный материал».
Некрасова А., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1
«В целом секция конференции оставила очень приятное послевкусие как интеллектуально-насыщенная сложность, позволяющая преобразовывать мир вокруг в лучшую сторону при помощи самых эффективных действий. … если использовать аналитическую шкалу Гартнера (сначала мы отвечаем на вопрос "Что произошло?", потом "Почему произошло?", далее "Что произойдет" и как самый сложный вопрос "Что сделать, чтобы произошло то, что мы хотим?"), то Коченовские чтения обозначают ответы на самый сложный вопрос аналитики - что нам сделать, чтобы достичь цели.»
Никитин И., 24ЮП-ППО(м/о)ДП-1