Ольга Ульянина и Анна Ермолаева рассказали о рекомендациях ФКЦ МГППУ в работе с детьми, пострадавшими от боевых действий
13 декабря руководители Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) приняли участие в работе пленарного заседания XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».
Анна Ермолаева, заместитель руководителя ФКЦ МГППУ, в докладе «Организация оказания экстренной и кризисной психологической помощи семьям, находящимся в пунктах временного размещения», привела региональную статистику переселения беженцев с Украины и приграничных территорий, рассказала о проблемах вынужденных переселенцев в целом. Характеризуя специфику пунктов временного размещения (ПВР), она подробно описала опыт работы специалистов ФКЦ в ПВР.
Более предметно коллективный опыт ФКЦ МГППУ в контексте оказания психологической помощи населению, пострадавшему в результате боевых действий был рассмотрен руководителем центра Ольгой Ульяниной, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО.
В научном докладе «Онлайн-бот "Мой компас" как инструмент скрининговой оценки психологического состояния детей, пострадавших в результате боевых действий» Ольга Александровна изложила некоторые детали научно-методической разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Работа включала в себя подготовку и проведение скрининга с опросом более 51.000 респондентов из Белгородской, Запорожской обл., Ростовской, Херсонской областей, ДНР и ЛНР. Полученные результаты отразили описание факторов риска и психологических ресурсов обучающихся для совладания со стрессом в психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, а также степень вовлеченности несовершеннолетних в экстремальные ситуации, связанные с боевыми действиями.
Оценка результатов скрининга подразумевает комплексный анализ нескольких показателей:
показатели нарушений в различных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних (от проявлений дезадаптации до отдельных симптомов посттравматического стрессового расстройства): – психофизиологическая сфера – эмоциональная сфера – познавательная сфера – поведенческая сфера – коммуникативная сфера
С сентября 2024 года было начато использование альтернативного варианта диагностики – Телеграм-бота «Мой компас», предназначенного для самодиагностики состояния детей и самооценки дезадаптации в различных сферах жизнедеятельности.
Ученые из Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) Московского государственного психолого-педагогического университета вместе с партнерами из профильных организаций создали принципиально новую экспериментальную технологию реабилитации пациентов после инсульта. В ее основе — интерфейс «мозг — компьютер» (нейроинтерфейс).
Московский государственный психолого-педагогический университет при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования проводит VIII Международную научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации».
В минувшие выходные августа с большим успехом прошел международный онлайн-сказкотерапевтический фестиваль «Наши сказочные ПодРостки», в котором приняли участие студенты и выпускники МГППУ. Мероприятие объединило практикующих психологов, педагогов, студентов и всех, кто интересуется глубинными возможностями сказкотерапии из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пензы, Братска, Смоленска, Красноярска, Московской области, Беларуси и других городов.
Современная научная коммуникация требует внимания к стратегиям научного чтения и практикам обращения к публикациям в гуманитарной сфере. Такие данные – это основа для выстраивания редакционной политики научного издательства, развития цифровых платформ и улучшения качества взаимодействия с профессиональным сообществом.
На базе МГППУ прошел Международный Летний Университет ISCAR 2025 для аспирантов и молодых ученых «Практики, основанные на культурно-исторической психологии и теории деятельности» (Practices based on Cultural-historical psychology and Activity theory).
Министерство просвещения РФ обратило внимание на возможности игровой фольклорной практики влиять на готовность малышей организованно, без паники действовать в сложных эмоционально напряженных ситуациях, которые в изобилии моделируются в традиционных играх.