Ольга Ульянина и Анна Ермолаева рассказали о рекомендациях ФКЦ МГППУ в работе с детьми, пострадавшими от боевых действий
13 декабря руководители Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ) приняли участие в работе пленарного заседания XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)».
Анна Ермолаева, заместитель руководителя ФКЦ МГППУ, в докладе «Организация оказания экстренной и кризисной психологической помощи семьям, находящимся в пунктах временного размещения», привела региональную статистику переселения беженцев с Украины и приграничных территорий, рассказала о проблемах вынужденных переселенцев в целом. Характеризуя специфику пунктов временного размещения (ПВР), она подробно описала опыт работы специалистов ФКЦ в ПВР.
Более предметно коллективный опыт ФКЦ МГППУ в контексте оказания психологической помощи населению, пострадавшему в результате боевых действий был рассмотрен руководителем центра Ольгой Ульяниной, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО.
В научном докладе «Онлайн-бот "Мой компас" как инструмент скрининговой оценки психологического состояния детей, пострадавших в результате боевых действий» Ольга Александровна изложила некоторые детали научно-методической разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Работа включала в себя подготовку и проведение скрининга с опросом более 51.000 респондентов из Белгородской, Запорожской обл., Ростовской, Херсонской областей, ДНР и ЛНР. Полученные результаты отразили описание факторов риска и психологических ресурсов обучающихся для совладания со стрессом в психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, а также степень вовлеченности несовершеннолетних в экстремальные ситуации, связанные с боевыми действиями.
Оценка результатов скрининга подразумевает комплексный анализ нескольких показателей:
показатели нарушений в различных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних (от проявлений дезадаптации до отдельных симптомов посттравматического стрессового расстройства): – психофизиологическая сфера – эмоциональная сфера – познавательная сфера – поведенческая сфера – коммуникативная сфера
С сентября 2024 года было начато использование альтернативного варианта диагностики – Телеграм-бота «Мой компас», предназначенного для самодиагностики состояния детей и самооценки дезадаптации в различных сферах жизнедеятельности.
Вот и завершился XV Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Это был праздник. Сказочный праздник, организованный международным Сообществом сказкотерапевтов совместно с Московским институтом психоанализа и Московским государственным психолого-педагогическим университетом. На фестивале можно было погрузиться в богатую сказочными чудесами атмосферу. Но, к сожалению, праздники не бывают вечными. Рано или поздно они заканчиваются.
31 января – 2 февраля состоялась IV зимняя этнопсихологическая школа. В этом году она прошла в новом месте – в Валуево, на территории Новомосковского административного округа Москвы. В работе этношколы по традиции приняли участие студенты, выпускники и преподаватели кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования.
7-8 февраля 2025 года произойдет событие в высшей степени неординарное. Данное событие ежегодно организуют международное сообщество сказкотерапевтов и ведущие психологические вузы страны: Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский институт психоанализа (МИП) и Институт развития психологической помощи. Это событие именуется XV Международным сказкотерапевтическим фестивалем. Неординарным этот фестиваль является по целому ряд причин.
В январе 2025 года сёстры Наталья и Ольга Зятевы успешно защитили дипломы на факультете дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) и стали выпускницами бакалавриата по направлению подготовки «37.03.01 Психология».
Конкурс «Это у нас семейное» – самый народный проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» – дал участникам возможность не только проявить себя, выиграть ценные призы, отправиться в путешествия, узнать друг друга лучше, но и мотивировал многих на прибавление в семьях. В конкурсе участвовали более чем 100 тысяч семей, и во многих из них с начала конкурса родились малыши.
С окончанием 2024 года завершился проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям, организованный в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Начиная с сентября 2021 года, сотрудники Университетского многопрофильного психологического центра и Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ проводили просветительские вебинары и мастер-классы, создавали бесплатные онлайн-курсы для родителей, консультировали их очно и дистанционно, отвечая на самые разные запросы, связанные с детьми и родительством..
Под понятием «одаренный ребенок» многие психологи понимают случаи значительного превышения над нормой любых возможностей ребенка. С нашей точки зрения, для понимания принципиальных различий в развитии ребенка необходимо разделить два разных понятия: умственную одаренность, когда речь идет об уровне развития интеллекта (или IQ) и креативность, или творческие способности (часто креативность называют «талантом»).