©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Проблемы языкознания в культурах дагестанских языков и роль архивной работы обсудили на круглом столе журнала «Язык и текст»

10 февраля в рамках проекта «Наука в публикациях» состоялся круглый стол научного журнала «Язык и текст» на тему «Роль письменного текста в истории страны». Круглый стол проходил онлайн на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, при поддержке Точки кипения МГППУ.

С докладом на круглом столе выступила доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Лингводидактика и межкультурная коммуникация», заместитель главного редактора журнала «Язык и текст» Светлана Мусаевна Махмудова. Ее доклад был посвящен проблеме функционирования русского языка в этническом регионе. Светлана Мусаевна отметила, что «русский язык стал подлинно интернациональным языком, в силу разных причин поднявшись над политикой». В частности, в многоязычном Дагестане, русский язык приобрел роль языка межнационального общения в условиях сосуществования нескольких десятков языков. Появление дагестанского диалекта русского языка получило широкое распространение. В своем анализе ситуации с русским языком в Дагестане, Светлана Мусаевна показала, на каких уровнях происходит взаимодействие русского и родных языков дагестанцев, привела примеры, как фонетические особенности влияют на русскую речь носителей дагестанских языков, формируют характерную интонацию, которая позволяет определить национальность говорящего.

С участниками встречи был обсужден феномен возникновения социолекта, когда русский язык используется разными этносами, и в него вводятся специальные слова или терминология.

Ведущая круглого стола Ирина Владимировна Дергачева, доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» МГППУ, главный редактор журнала «Язык и текст», в своем докладе акцентировала внимание на важности архивных исследований для понимания языковых и культурных процессов. Она рассказала о результатах проекта по выявлению и анализу архивных документов, касающихся биографических и творческих аспектов трех путешествий Ф.М. Достоевского по Италии. Была описана оценка творчества Ф.М. Достоевского в Италии его современниками и рецепция восприятия его творчества. В частности, Ирина Владимировна рассказала о находке уникальных архивных материалов, связанных с Ф.М. Достоевским и его корреспондентом С.П. Калошиным.

Доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» МГППУ Солмаз Рамазановна Мерданова рассказала о лексической и грамматической семантике агульского языка. После краткого рассказа о типологии языка, и о том, что такое языковые универсалии, Солмаз Рамазановна рассказала о своей работе по типологии агульского языка, который, несмотря на малое количество носителей языка, обладает очень большой диалектной раздробленностью.

В дискуссионной части круглого стола были затронуты вопросы о социолектах, формирующиеся в результате использования русского языка разными этносами, об увековечивании памяти о Ф.М. Достоевском в Италии.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Итоги проведения.

Вот и завершился XV Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Это был праздник. Сказочный праздник, организованный международным Сообществом сказкотерапевтов совместно с Московским институтом психоанализа и Московским государственным психолого-педагогическим университетом. На фестивале можно было погрузиться в богатую сказочными чудесами атмосферу. Но, к сожалению, праздники не бывают вечными. Рано или поздно они заканчиваются.


Зимняя этношкола собрала студентов, выпускников и преподавателей кафедры этнопсихологии МГППУ

31 января – 2 февраля состоялась IV зимняя этнопсихологическая школа. В этом году она прошла в новом месте – в Валуево, на территории Новомосковского административного округа Москвы. В работе этношколы по традиции приняли участие студенты, выпускники и преподаватели кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования.


Мастер-классы от лучших психологов-сказкотерапевтов России и других стран.

7-8 февраля 2025 года произойдет событие в высшей степени неординарное. Данное событие ежегодно организуют международное сообщество сказкотерапевтов и ведущие психологические вузы страны: Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский институт психоанализа (МИП) и Институт развития психологической помощи. Это событие именуется XV Международным сказкотерапевтическим фестивалем. Неординарным этот фестиваль является по целому ряд причин.


Сестры Зятевы из большого спорта: гордимся выпускниками факультета «Дистанционное обучение» МГППУ

В январе 2025 года сёстры Наталья и Ольга Зятевы успешно защитили дипломы на факультете дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) и стали выпускницами бакалавриата по направлению подготовки «37.03.01 Психология».


Магистрантка МГППУ – победитель конкурса «Это у нас семейное»

Конкурс «Это у нас семейное» – самый народный проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» – дал участникам возможность не только проявить себя, выиграть ценные призы, отправиться в путешествия, узнать друг друга лучше, но и мотивировал многих на прибавление в семьях. В конкурсе участвовали более чем 100 тысяч семей, и во многих из них с начала конкурса родились малыши.


Минпросвещения России поблагодарило МГППУ за вклад в родительское просвещение и укрепление института семьи

С окончанием 2024 года завершился проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям, организованный в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Начиная с сентября 2021 года, сотрудники Университетского многопрофильного психологического центра и Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ проводили просветительские вебинары и мастер-классы, создавали бесплатные онлайн-курсы для родителей, консультировали их очно и дистанционно, отвечая на самые разные запросы, связанные с детьми и родительством..


Как детская одаренность превращается в подлинный талант?

Под понятием «одаренный ребенок» многие психологи понимают случаи значительного превышения над нормой любых возможностей ребенка. С нашей точки зрения, для понимания принципиальных различий в развитии ребенка необходимо разделить два разных понятия: умственную одаренность, когда речь идет об уровне развития интеллекта (или IQ) и креативность, или творческие способности (часто креативность называют «талантом»).