В Сколково рассказали, как Фонд помогает в достижении технологического лидерства
Как институты развития могут помочь государству добиться технологического лидерства в ключевых отраслях и роли Сколково в решении этих задач рассказал в «Ведомостях» заместитель председателя правления Фонда «Сколково» по приоритетным направлениям технологического развития Кирилл Каем.
По словам Кирилла Каема, создание технологии – только часть инновационного процесса. Важно, чтобы решение превратилось в конечный продукт, ведь разработчики не всегда могут справиться с этими задачами самостоятельно. Решить проблему помогают институты развития Группы ВЭБ.РФ, к которым относится и Фонд «Сколково».
Российское правительство определило ключевые технологии и список критически важных высокотехнологичных продуктов, производство которых необходимо наладить в стране, расставив таким образом приоритеты всей системе институтов развития.
«Мы ориентируемся прежде всего на перечень из восьми национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, девятый на данный момент находится на утверждении. Это проекты в области новых материалов и химии, продовольственной безопасности, медицины и т. д. Каждый из них имеет коммерческую перспективу», – отметил Каем.
Сколково непрерывно ищет новых разработчиков и привлекает стартапы, которые через несколько лет способны занять лидерские позиции. Чтобы ускорить этот процесс, Фонд планирует расширить варианты помощи компаниям.
«Для решения этой задачи мы, помимо поддержки стартапов, готовы добавить еще три элемента. Первый – производственные компетенции со стороны промышленных партнеров, так как у стартапов во многих случаях их нет. Второй – финансирование. Оно позволит вырастить из связки стартапа и его партнера новую компанию или же серьезно модернизировать бизнес компании-партнера, чтобы создать критически важные для России продукты. Третий ‒ помощь в поиске покупателей продукта. Для этого мы сотрудничаем с государством, а также используем рыночные механизмы», –пояснил Каем.
Создаваемый технологический лидер должен иметь потенциал роста на 12‒15% в год, в 2030‒2035 гг. – до 20%. Через три-четыре года его торговый оборот должен составлять минимум четыре млрд руб. Среди других требований ‒ наличие интеллектуальных прав на ключевые технологии в том промышленном переделе, в котором работает компания, кроме того, создаваемый ею продукт должен быть востребован рынком.
«Мы не стремимся объять необъятное, поэтому концентрируемся прежде всего на тех отраслях, в которых у нас есть хороший задел. Это мало- и среднетоннажная химия, производство компонентов для новых материалов, в том числе композитных. Это здравоохранение: реабилитация, протезирование, компенсация недостатка или потери зрения, слуха, речи. В биологической и фармацевтической промышленности мы уделяем ключевое внимание масштабированию продуктов: от лабораторного образца до промышленного производства, в том числе выпуска малых партий для проведения клинических исследований, регистрации новых препаратов», – подчеркнул Каем.
Полный текст колонки доступен на сайте «Ведомостей».