Российская игровая консоль: грани локализации обсудили на ЦИПРе
Участники ЦИПР обсудили проект создания российской игровой консоли. Модератором панели «Тренды развития отечественной игровой индустрии: игры, консоль, маркетплейсы» выступил Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).
Алексей Каленчук отметил, что сегодня многие коллеги скептически относятся к проекту разработки российской игровой консоли. И первые вопросы, которые возникают чаще всего: что же такое российская игровая консоль в принципе, как она будет выглядеть и какие критерии можно к ней применить.
Спектр ответов на эти вопросы широкий, продолжил модератор. На рынке разворачивается много дискуссий относительно вариантов реализации проекта. Российская игровая консоль на первых этапах может выглядеть как устройство с частичной локализацией. Например, на базе иностранных аппаратных платформ с заменой части компонентов, российской операционной системой и системой дистрибуции игр. Такая система уже позволит обеспечить платформу для запуска эксклюзивных игр российского производства. Целевой сценарий – это российская консоль с максимальным объёмом российскими компонентов и российским процессором. Ключевым вопросом остаётся сходимость бизнес-модели при высокой степени локализации, поэтому для разработки проекта Министерство промышленности и торговли создало рабочую группу, в том числе подкомитет по бизнес-модели консоли на базе Сколково.
«Эксперты высказывают разные сценарии. Например, российская игровая консоль может быть просто смартфоном с джойстиками. Кажется, это позволит потенциально расширить аудиторию мобильного гейминга за счет детей, которые уже и так активно используют смартфоны для игр, даст им более удобное и комфортное устройство. Но ключевой тезис “против” – это едва ли создаст уникальную ценность для тех, кто уже играет на смартфоне» - продолжил эксперт Сколково.
Довольно сильный тренд, по его словам, связан с идеей разработки детской консоли по модели Nintendo Switch. Явный плюс этого типа консоли будет заключаться в том, что такое устройство необязательно должно обладать передовой производительностью. «Это не хай-энд, но при этом гаджет, вышедший на рынок с эксклюзивами и целостно совмещающий игровые механики, игровой креатив с возможностями железа, на котором он работает», - отметил модератор Алексей Каленчук.
«В этом варианте также возникает много сомнений относительно опыта мобильного ПК гейминга. Многие видят достижения Steam Deck в доступном ценовом сегменте, но ближайшие конкуренты не приблизились к успеху устройства. Тем не менее именно детская игровая консоль сегодня считается одной из самых интересных концепций. Производительность такой консоли позволит поддерживать наиболее популярные на сегодня игры. Возможно, такое устройство сможет стать платформой для каких-либо образовательных или творческих и инженерных направлений игр», - выразил мнение Алексей Каленчук.
Один из серьёзнейших, по его мнению, вопросов сегодня связан с окупаемостью проекта. «Весь объём российского консольного рынка оценивается от 20 до 40 млрд рублей в год. И, надо понимать, что этот рынок уже поделен между известными зарубежными игроками Sony, Microsoft, Nintendo, Valve. Но эти платформы блокируют российских игроков и вслед за санкциями ухудшают пользовательский опыт. По исследованию ВЦИОМ мы видим положительную реакцию на возможность появления российской игровой консоли. При этом, на реализацию подобных проектов консолей, иностранные вендоры тратили от 7 до 30 млрд рублей до выпуска первой коммерческой партии. Как видно, вопрос окупаемости наиболее сложен. Безусловно, без большого комплекса работы с корпорациями, игровой индустрией и без внимания государства с возможностью софинансирования первых моделей, побороть скепсис будет сложно. Но, как говорится, дорогу осилит идущий», - заключил спикер.