Транспортная отрасль делает ставку на ИТ: бюджеты продолжают расти
Согласно исследованию, проведенному ИТ-холдингом Т1 и Центром экспертизы и коммерциализации Фонда «Сколково» при поддержке аналитического центра TAdviser, главными драйверами цифровой трансформации в транспортной отрасли стало импортозамещение, развитие внутренней логистической инфраструктуры и бурный рост электронной коммерции. На этом фоне 60% компаний планируют сохранить или увеличить ИТ-бюджеты в ближайшие два года — не смотря на высокую ключевую ставку и сдержанные темпы экономического роста. Данные озвучены в рамках Петербургского международного экономического форума.
Средняя доля ИТ-бюджета в отрасли составляет около 2% от выручки. При этом лидеры рынка — компании с оборотом более 100 млрд рублей — тратят на ИТ в среднем 2,5%. В ряде случаев эта цифра выше, особенно у организаций, которые активно трансформируют ИТ-ландшафт. Более 63% совокупного ИТ-бюджета формируется 17-ю крупнейшими компаниями, преимущественно из сегмента железнодорожного транспорта, на который приходится 34% совокупной выручки отрасли (против 18% и 14% у автотранспорта и авиации соответственно).
Исследование фиксирует и рост цифровой зрелости «среднего эшелона»: компании с выручкой от 10 до 100 млрд рублей показывают высокую активность, с ИТ-бюджетами в 1,5 раза выше, чем в аналогичных сегментах ритейла и обрабатывающей промышленности (более 220 млн рублей против более 150 млн). Эта группа насчитывает порядка 150 компаний.
«Цифры по уровню импортозамещения варьируются в зависимости от типа систем. Так, замещены 25% отраслевого ПО, 13% решений по управлению ресурсами и бизнес-приложений, 19% систем в сфере информационной безопасности и 43% офисных продуктов, порталов и ВКС. Прогноз указывает на дальнейший рост доли отечественных продуктов — в силу требований к объектам КИИ. Наряду с этим, потенциал импортозамещения поддерживается активным применением гибридных моделей с привлечением интеграторов, вендоров и стартапов. Подтверждение этого тренда мы видим в росте выручки стартапов «Сколково» на 40% до 704 млрд руб. в 2024 году», — комментирует Павел Новиков, управляющий директор Центра экспертизы и коммерциализации Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).
«Рост объемов грузоперевозок — к примеру, на 11% в авиации и на 6,5% в автотранспорте — в сочетании с дефицитом персонала стал катализатором для инвестиций в автоматизацию. Мы видим, как бизнес стратегически меняет структуру ИТ-затрат, целенаправленно наращивая долю вложений в технологические платформы и внешние сервисы. Компании делают ставку на проверенные решения, такие как роботизация (RPA) и видеоаналитика, и готовятся к внедрению рекомендательных систем и ИИ-ассистентов — это направление интересно порядка 80% крупнейших игроков отрасли. Такой подход позволяет оптимизировать процессы в целом, а не решать точечные задачи», — отметил Дмитрий Харитонов, первый заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1.
Среди факторов, которые оказывают наибольшее влияние на цифровизацию отрасли, — рост объемов грузоперевозок. Особенно ярко он виден в автотранспортной и авиационной логистике, в 2024 году показатель составил 6,5% и 11% соответственно. Такая динамика способствует пропорциональному увеличению ИТ-бюджетов.
Другой важный драйвер — рост рынка электронной торговли. Прогнозируемый объем в 2025 году — 16 трлн рублей при ежегодном приросте более 35% — требует от логистических компаний масштабной модернизации складов и оптимизации маршрутов. Кроме того, с 1 июля 2025 года становится обязательным использование электронного документооборота для отдельных категорий грузов — прежде всего тяжеловесных и негабаритных. Это усиливает необходимость во внедрении ЭДО на всех уровнях логистических цепочек.
Скачать презентацию с ключевыми выводами исследования можно по ссылке.
Методология
Методология исследования объединила несколько подходов: статистический анализ выручки компаний за 2023 год (на основе данных из системы «Контур» — сервиса для проверки контрагентов и анализа финансовой отчетности), кабинетное изучение трендов и ИТ-бюджетов, а также детальную сегментацию рынка по годовой выручке на несколько уровней: от 800 млн, от 2 млрд, от 10 млрд, от 100 млрд и свыше 500 млрд руб. Кроме того, было проведено два типа опросов: широкий количественный онлайн-опрос (110 анкет в промышленности, 40 в ритейле и 30 в логистике) и серия глубинных качественных интервью с представителями ведущих отраслевых предприятий.