©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Как детская одаренность превращается в подлинный талант?

Под понятием «одаренный ребенок» многие психологи понимают случаи значительного превышения над нормой любых возможностей ребенка. С нашей точки зрения, для понимания принципиальных различий в развитии ребенка необходимо разделить два разных понятия: умственную одаренность, когда речь идет об уровне развития интеллекта (или IQ) и креативность, или творческие способности (часто креативность называют «талантом»). Такое разделение нам представляется не только оправданным, но еще и весьма эвристичным.

Большинство умственно одаренных детей (и взрослых) не имеет явно выраженной креативности, т.е. высоких творческих способностей. Этот факт хорошо известен уже более 100 лет, со времени знаменитого Калифорнийского эксперимента (1921–2021). Иначе говоря, сам по себе высокий IQ никак не обеспечивает развитие креативности. Это утверждение в полной мере относится к так называемым «вундеркиндам», т.е. детям с ускоренным типом развития способностей, прежде всего, конечно, умственных. Такая ситуация часто является стрессовой для этих людей и приводит к ряду негативных последствий. Особенно резко отрицательные стороны парадоксальной закономерности выступили в последние десятилетия, когда искусственный интеллект уверенно проникает в самые разные области социальной, конкретно-деловой и даже научной жизни, заменяя, а иногда даже и отстраняя человека. В связи с этим возникает два вопроса:

  • Каковы реальные причины таких драматических различий в развитии умственных способностей, с одной стороны, и творческих способностей, с другой?
  • Можно ли изменить эту ситуацию, и если да, то какие стратегии развития детей могут способствовать решению этой задачи?

Необходимо при этом учесть, что задача развития креативности относится не только к вундеркиндам, а фактически ко многим детям с интеллектом выше медианного уровня. Именно поэтому поставленные выше вопросы оказываются сейчас весьма значимыми для всего современного общества, и они всерьез обсуждаются в рамках проблемы взаимодействия человека и современного «машинного интеллекта».

К первому вопросу. Однозначного и строгого ответа на вопрос о детерминантах развития креативности пока нет, но при этом практически все специалисты: генетики, психологи, педагоги – считают, что воспитание во всех случаях имеет огромное, а иногда и решающее значение.

Ко второму вопросу. Что же касается вопроса о семейных и школьных стратегиях, позволяющих выстроить креативность на фундаменте хороших умственных способностей, то такие стратегии 

28 января в 15:00 онлайн на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» МГППУ состоится вебинар «Как детская одаренность превращается в подлинный талант: возможные стратегии и разнообразные практики». Подробности на сайте МГППУ.

Спикер: Виктория Соломоновна Юркевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л. Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ

ПРОЕКТ «НАУКА В ПУБЛИКАЦИЯХ» - Цикл вебинаров и встреч «Наука в публикациях» организованный на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)  предоставляет возможность авторам научных работ рассказать о результатах своих научных исследований, поделиться новейшими публикациями, пообщаться со сторонниками и оппонентами своих идей, заинтересовать коллег, привлечь внимание молодых исследователей к своей работе.

В проекте «Наука в публикациях» реализуются два направления: «От идеи до практики» и «СоАвторское чтение».

Дискуссионная площадка «От идеи до практики»:  – пространство для презентации публикаций авторов, являющихся сотрудниками МГППУ. Основная идея – дать возможность авторам представить реализацию своих замыслов, показать наиболее интересные материалы исследований, продемонстрировать их практическое применение.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Проблемы языкознания в культурах дагестанских языков и роль архивной работы обсудили на круглом столе журнала «Язык и текст»

10 февраля в рамках проекта «Наука в публикациях» состоялся круглый стол научного журнала «Язык и текст» на тему «Роль письменного текста в истории страны». Круглый стол проходил онлайн на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, при поддержке Точки кипения МГППУ.


Сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Итоги проведения.

Вот и завершился XV Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Это был праздник. Сказочный праздник, организованный международным Сообществом сказкотерапевтов совместно с Московским институтом психоанализа и Московским государственным психолого-педагогическим университетом. На фестивале можно было погрузиться в богатую сказочными чудесами атмосферу. Но, к сожалению, праздники не бывают вечными. Рано или поздно они заканчиваются.


Зимняя этношкола собрала студентов, выпускников и преподавателей кафедры этнопсихологии МГППУ

31 января – 2 февраля состоялась IV зимняя этнопсихологическая школа. В этом году она прошла в новом месте – в Валуево, на территории Новомосковского административного округа Москвы. В работе этношколы по традиции приняли участие студенты, выпускники и преподаватели кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования.


Мастер-классы от лучших психологов-сказкотерапевтов России и других стран.

7-8 февраля 2025 года произойдет событие в высшей степени неординарное. Данное событие ежегодно организуют международное сообщество сказкотерапевтов и ведущие психологические вузы страны: Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский институт психоанализа (МИП) и Институт развития психологической помощи. Это событие именуется XV Международным сказкотерапевтическим фестивалем. Неординарным этот фестиваль является по целому ряд причин.


Сестры Зятевы из большого спорта: гордимся выпускниками факультета «Дистанционное обучение» МГППУ

В январе 2025 года сёстры Наталья и Ольга Зятевы успешно защитили дипломы на факультете дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) и стали выпускницами бакалавриата по направлению подготовки «37.03.01 Психология».


Магистрантка МГППУ – победитель конкурса «Это у нас семейное»

Конкурс «Это у нас семейное» – самый народный проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» – дал участникам возможность не только проявить себя, выиграть ценные призы, отправиться в путешествия, узнать друг друга лучше, но и мотивировал многих на прибавление в семьях. В конкурсе участвовали более чем 100 тысяч семей, и во многих из них с начала конкурса родились малыши.


Минпросвещения России поблагодарило МГППУ за вклад в родительское просвещение и укрепление института семьи

С окончанием 2024 года завершился проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям, организованный в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Начиная с сентября 2021 года, сотрудники Университетского многопрофильного психологического центра и Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ проводили просветительские вебинары и мастер-классы, создавали бесплатные онлайн-курсы для родителей, консультировали их очно и дистанционно, отвечая на самые разные запросы, связанные с детьми и родительством..