©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Как детская одаренность превращается в подлинный талант?

Под понятием «одаренный ребенок» многие психологи понимают случаи значительного превышения над нормой любых возможностей ребенка. С нашей точки зрения, для понимания принципиальных различий в развитии ребенка необходимо разделить два разных понятия: умственную одаренность, когда речь идет об уровне развития интеллекта (или IQ) и креативность, или творческие способности (часто креативность называют «талантом»). Такое разделение нам представляется не только оправданным, но еще и весьма эвристичным.

Большинство умственно одаренных детей (и взрослых) не имеет явно выраженной креативности, т.е. высоких творческих способностей. Этот факт хорошо известен уже более 100 лет, со времени знаменитого Калифорнийского эксперимента (1921–2021). Иначе говоря, сам по себе высокий IQ никак не обеспечивает развитие креативности. Это утверждение в полной мере относится к так называемым «вундеркиндам», т.е. детям с ускоренным типом развития способностей, прежде всего, конечно, умственных. Такая ситуация часто является стрессовой для этих людей и приводит к ряду негативных последствий. Особенно резко отрицательные стороны парадоксальной закономерности выступили в последние десятилетия, когда искусственный интеллект уверенно проникает в самые разные области социальной, конкретно-деловой и даже научной жизни, заменяя, а иногда даже и отстраняя человека. В связи с этим возникает два вопроса:

  • Каковы реальные причины таких драматических различий в развитии умственных способностей, с одной стороны, и творческих способностей, с другой?
  • Можно ли изменить эту ситуацию, и если да, то какие стратегии развития детей могут способствовать решению этой задачи?

Необходимо при этом учесть, что задача развития креативности относится не только к вундеркиндам, а фактически ко многим детям с интеллектом выше медианного уровня. Именно поэтому поставленные выше вопросы оказываются сейчас весьма значимыми для всего современного общества, и они всерьез обсуждаются в рамках проблемы взаимодействия человека и современного «машинного интеллекта».

К первому вопросу. Однозначного и строгого ответа на вопрос о детерминантах развития креативности пока нет, но при этом практически все специалисты: генетики, психологи, педагоги – считают, что воспитание во всех случаях имеет огромное, а иногда и решающее значение.

Ко второму вопросу. Что же касается вопроса о семейных и школьных стратегиях, позволяющих выстроить креативность на фундаменте хороших умственных способностей, то такие стратегии 

28 января в 15:00 онлайн на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» МГППУ состоится вебинар «Как детская одаренность превращается в подлинный талант: возможные стратегии и разнообразные практики». Подробности на сайте МГППУ.

Спикер: Виктория Соломоновна Юркевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л. Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ

ПРОЕКТ «НАУКА В ПУБЛИКАЦИЯХ» - Цикл вебинаров и встреч «Наука в публикациях» организованный на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)  предоставляет возможность авторам научных работ рассказать о результатах своих научных исследований, поделиться новейшими публикациями, пообщаться со сторонниками и оппонентами своих идей, заинтересовать коллег, привлечь внимание молодых исследователей к своей работе.

В проекте «Наука в публикациях» реализуются два направления: «От идеи до практики» и «СоАвторское чтение».

Дискуссионная площадка «От идеи до практики»:  – пространство для презентации публикаций авторов, являющихся сотрудниками МГППУ. Основная идея – дать возможность авторам представить реализацию своих замыслов, показать наиболее интересные материалы исследований, продемонстрировать их практическое применение.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Можно ли понять современного подростка через сказку? – в Москве завершился сказкотерапевтический фестиваль

В минувшие выходные августа с большим успехом прошел международный онлайн-сказкотерапевтический фестиваль «Наши сказочные ПодРостки», в котором приняли участие студенты и выпускники МГППУ. Мероприятие объединило практикующих психологов, педагогов, студентов и всех, кто интересуется глубинными возможностями сказкотерапии из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пензы, Братска, Смоленска, Красноярска, Московской области, Беларуси и других городов.


Карта научного чтения: кто и как выбирает журналы по психологии и образованию – 2025

Современная научная коммуникация требует внимания к стратегиям научного чтения и практикам обращения к публикациям в гуманитарной сфере. Такие данные – это основа для выстраивания редакционной политики научного издательства, развития цифровых платформ и улучшения качества взаимодействия с профессиональным сообществом.


ISCAR 2025: зарубежные и российские специалисты обсудили в Москве практики, основанные на КИП и теории деятельности

На базе МГППУ прошел Международный Летний Университет ISCAR 2025 для аспирантов и молодых ученых «Практики, основанные на культурно-исторической психологии и теории деятельности» (Practices based on Cultural-historical psychology and Activity theory).


Минпросвещения России: специалисты МГППУ создали игровую программу, которая подготовит дошкольников к возможным опасным ситуациям

Министерство просвещения РФ обратило внимание на возможности игровой фольклорной практики влиять на готовность малышей организованно, без паники действовать в сложных эмоционально напряженных ситуациях, которые в изобилии моделируются в традиционных играх.


Стратегическая сессия "Россия и соседние страны"

Научная школа культурно-исторической психологии, связанная с именами Л.С. Выготского, А.Н.


На факультете ИТ МГППУ разработан тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА

Молодые ученые факультета «Информационные технологии» Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.


Выпускники факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали систему идентификации сотрудников по изображению лица

Андрей Прохорцев и Ксения Шилова, выпускники факультета «Информационные технологии» МГППУ (направление подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика»), представили на защите выпускных квалификационных работ Программно-аппаратный комплекс биометрического контроля доступа с применением нейросетевых алгоритмов распознавания. Эту техническую систему они спроектировали и разработали самостоятельно.